Советы экспертов
Если в топливном баке готовится слишком богатая смесь, первое, что рекомендуют сделать опытные автомеханики, это сбросить дополнительные настройки работы инжектора. Если владелец производил самостоятельные настройки системы регулировки топлива, он мог допустить серьезные ошибки. Богатая топливная смесь приведет к неизбежной поломке мотора очень скоро.
Если причина отклонений связана с системой форсунок, это можно определить визуально. При такой неисправности на внешней стороне инжектора появляются следы сгорания топлива.
Гарь и копоть можно обнаружить также и на одной стороне уплотнительного медного кольца. Такие отклонения бывают вызваны неправильной установкой инжектора. Если уплотнительное кольцо находится не на своем месте, также возможны подобные неисправности.
Признаки проявления проблемы
Разнообразные отложения, которые появляются на стенах камер сгорания, как раз могут стать причиной появления калильного зажигания. Это часто случается, если у транспортного средства стоит двигатель с большим рабочим ресурсом. Чтобы предотвратить такое явление, необходимо периодически протирать все детали, на которых образовывается налет.
Опытные водители смогут определить тот самый опасный момент сразу же после выключения зажигания. Двигатель при этом не глушится, а смесь топливная продолжает детонировать во время воспламенения. Можно в это время наблюдать превышенное количество холостых оборотов, а мотор автомобиля работает не совсем стабильно, даже слышны сильные хлопки под капотом.
Профилактика появления калильного зажигания
В каждом конкретном случае предсказать, когда появится такое калильное зажигание и что является причиной его возникновения бывает затруднительно. Автовладельцу необходимо комплексно подходить к профилактике поломок двигатели и защите от такого калильного зажигания, что позволит избежать серьезных проблем с автомобилем.
Потребуются следующие меры:
1) на регулярной основе выполняют диагностику силового агрегата;
2) используют исключительно качественное топливо с правильно подобранным октановым числом;
3) учитывается калильное число двигателя и свечей зажигания;
4) свечи должны полностью соответствовать всем требованиям производителя и эксплуатационным характеристикам.
Чаще всего именно неправильный подбор свечей или же их неисправности приводят к образованию такого калильного зажигания. Каждый двигатель имеет свое калильное число, которое зависит от различных параметров, в том числе от степени сжатия, показателя форсировки и ряда других характеристик.
Исправные правильно работающие свечи имеют показатель температуры изолятора порядка 600 градусов. Однако, если по каким-либо причинам этот параметр уменьшается или увеличивается, появляются проблемы с воспламенением топливной смеси, а именно образуется калильное зажигание. На холодных свечах часто появляется сажевый нагар, который существенно ухудшает качество искры. Падает мощность мотора, а топливо может не полностью сгорать в камерах, что приводит к существенному увеличению расхода бензина.
Понятие калильного числа у свечей
Каждая свеча имеет свой определенный показатель калильного числа, которое необходимо учитывать при их выборе. Автовладельцу необходимо изучить техническую документацию к их автомобилю, где будет вся полезная информация по выбору свечей зажигания. При необходимости продавцы в специализированных магазинах могут по своим каталогам подобрать свечи, которые рекомендованы тем или иным производителем для конкретной модели машины.
Принято различать следующие типы свечей в зависимости от их калильного числа:
1) горячие имеют калильное число 11-14;
2) средние с калильным числом 15-19;
3) у холодных свечей показатель калийного числа составляет 20 и более.
Этот параметр зависит от технических характеристик свечи, типа электрода и используемых изоляторов. В последние годы все большей популярностью пользуются высокофорсированные мощные силовые агрегаты, которые работают при повышенном давлении, соответственно для них требуется приобретать холодные свечи, которые способны работать даже в условиях повышенных нагрузок. Однако в силу конструктивной сложности такие свечи зажигания имеют высокую стоимость.
Каких-либо сложностей при выборе свечей зажигания в зависимости от их типа не возникает. Горячие свечи используются преимущественно на атмосферных многолитровых моторах, где в камере сгорания отмечается минимальное давление, а сам мотор преимущественно работает на низких оборотах. Если же необходимы свечи зажигания для мощного высокооборотистого форсированного турбированного двигателя, то наилучшим выбором станут холодные свечи, которые будут сохранять свою работоспособность в широком диапазоне температур.
Автовладельцу необходимо помнить о профилактической очистке свечей от нагара и загрязнений, что позволит как продлить их срок службы, так и предупредить появление калильного зажигания и других проблем с мотором. Такая чистка и уход не займет много времени, всё что необходимо будет сделать, это снять высоковольтные катушки, выкрутить съемным ключом свечи, ножиком или подручными средствами очистить их изолятор и электроды, после чего собрать двигатель в обратной последовательности. Сервис и правильный уход не представляет особой сложности, поэтому с ним справятся даже начинающие автовладельцы, которые имеют удалённое понятие о ремонте двигателя.
Выводы
Под калильным зажиганием принято понимать раннее возгорание топлива в двигателе, что приводит к детонации, прогоранию поршней и другим проблемам с мотором. Причин подобных неисправностей может быть множество. В первую очередь это неправильно отрегулированное зажигание и впрыск, использование некачественного топлива или же вышедшие из строя свечи зажигания. Автовладельцу необходимо правильно выбирать свечи в зависимости от установленного на машине мотора и показателя калильного числа. Это позволит предупредить раннее возгорание топлива в камере двигателе, а мотор будет работать на своей полной мощности, предупреждая перерасход бензина автомобилем.
Источник
Калильное число
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 21 февраля 2020 года |
Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону (СССР/Россия) , возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. |
Свечи зажигания А11 ,А14В иА17В , Россия. Калильное число (согласно Российскому стандарту) обозначается номером в названии.
Кали́льное число́
— величина, характеризующая свечу зажигания, пропорциональная среднему давлению, при котором в процессе испытаний свечи на моторной тарировочной установке начинает появляться калильное зажигание (неуправляемый процесс воспламенения рабочей смеси от раскаленных элементов свечи).
Российская промышленность выпускает свечи зажигания с калильными числами 8, 11, 14, 17, 20, 23 и 26. За рубежом не существует единой шкалы калильных чисел
Калильное число (тепловая характеристика):
- Горячие свечи 11-14;
- Средние свечи 17-19;
- Холодные свечи 20 и более;
- Унифицированные свечи 11-20
У российских свечей калильное число определяется на специальной одноцилиндровой установке с наддувом. Давление наддува повышается до тех пор, пока не начнётся калильное зажигание. При этом фиксируется среднее индикаторное давление цикла, которое и является калильным числом (11, 14, 17, 20, 23). Чем выше литровая мощность двигателя, чем выше степень сжатия, номинальная частота вращения, тем больше должно быть калильное число. Так, например, в двигатели с воздушным охлаждением и в двухтактные двигатели должны устанавливаться свечи с повышенным калильным числом.
Верхний температурный предел тепловой характеристики — рабочая температура свечи, при которой возникает калильное зажигание. Составляет около 900°С.
Нижний температурный предел тепловой характеристики — минимальная температура, при которой свеча начнёт самоочищаться от нагара. Находится в пределах 350—400°С.
«Горячие» свечи — относительное понятие, связанное с рабочей температурой. Предназначены для применения на малофорсированных двигателях, где необходимо достижение температуры самоочищения от нагара при относительно небольших тепловых нагрузках. Свечи «горячее» положенных для данного двигателя будут вызывать калильное зажигание. Имеют меньшее, чем «холодные», калильное число.
«Холодные» свечи — предназначены для использования на высокофорсированных двигателях для нагрева меньше температуры калильного зажигания при максимальной мощности двигателя. Свечи «холоднее» для данного двигателя не будут достигать температуры самоочищения от нагара и перестанут работать через короткий промежуток времени.
Старая маркировка калильного числа свечей ряда зарубежных фирм производилась по времени (в секундах), после которого на специальной установке начиналось калильное зажигание. Эта величина примерно в 10 раз превышает показатель калильного числа российских свечей. В настоящее время большинство фирм обозначают калильное число чисто условно.
Таблица взаимозаменяемости свечей по калильному числу от разных производителей
Россия | Beru | Bosch | Brisk | Champion | NGK | Nippon Denso |
А11,А11-1,А11-3 | 14-9A | W9A | N19 | L86 | B4H | W14F |
А11Р | 14R-9A | WR9A | NR19 | RL86 | BR4H | W14FR |
А14В, А14В-2 | 14-8B | W8B | N17Y | L92Y | BP5H | W16FP |
А14ВМ | 14-8BU | W8BC | N17YC | L92YC | BP5HS | W16FP-U |
А14ВР | 14R-7B | WR8B | NR17Y | — | BPR5H | W14FPR |
А14Д | 14-8C | W8C | L17 | N5 | B5EB | W17E |
А14ДВ | 14-8D | W8D | L17Y | N11Y | BP5E | W16EX |
А14ДВР | 14R-8D | WR8D | LR17Y | NR11Y | BPR5E | W16EXR |
А14ДВРМ | 14R-8DU | WR8DC | LR17YC | RN11YC | BPR5E | W16EXR-U |
А17В | 14-7B | W7B | N15Y | L87Y | BPR5ES | W20FP |
А17Д | 14-7C | W7C | L15 | N4 | BP6H | W20EA |
А17ДВ, А17ДВ-1, А17ДВ-10 | 14-7D | W7D | L15Y | N9Y | B6EM | W20EP |
А17ДВМ | 14-7DU | W7DC | L15YC | N9YC | BP6E | W20EP-U |
А17ДВР | 14R-7D | WR7D | LR15Y | RN9Y | BP6ES | W20EXR |
А17ДВРМ | 14R-7DU | WR7DC | LR15YC | ТRN9YC | BPR6ES | W20EPR-U |
АУ17ДВРМ | 14FR-7DU | FR7DCU | DR15YC | RC9YC | BCPR6ES | Q20PR-U |
А20Д, А20Д-1 | 14-6C | W6C | L14 | N3 | B7E | W22ES |
А23-2 | 14-5A | W5A | N12 | L82 | B8H | W24FS |
А23В | 14-5B | W5B | N12Y | L82Y | BP8H | W24FP |
А23ДМ | 14-5CU | W5CC | L82C | N3C | B8ES | W24ES-U |
А23ДВМ | 14-5DU | W5DC | L12YC | N6YC | BP8ES | W24EP-U |
Образование смеси в бензиновых двигателях
На процесс смесеобразования оказывают значительное влияние условия испарения топлива, давление впрыска, движение заряда топлива в цилиндре и время, необходимое для гомогенизации смеси. В сущности, смесеобразование связано с взаимодействием двух процессов: испарение капелек топлива, вызванного разностью температур (см. рис. «Испарение топлива» ) и их расщепления под действием аэродинамических сил (см. рис. «Образование капель топлива» ). Здесь различают впрыск топлива во впускной трубопровод и прямой впрыск топлива (см. табл. «Приготовление рабочей смеси в двигателях с искровым зажиганием» ).
Впрыск топлива во впускной трубопровод
Динамика поведения сцепленной со стенками впускного трубопровода пленки и механизмы, действующие во время испарения, являются одними из главных причин неточного дозирования топлива, прежде всего во время работы двигателя в переходных режимах. Внутренней части цилиндра достигают только капли топлива малого размера, захваченные потоком воздуха (см. рис. «Образование капель топлива» ). Типичный диаметр капель составляет 30 мкм. Ускорение капель пропорционально скорости движения капель относительно воздуха в зависимости от их диаметра.
Очень высокая степень турбулентности и высокие скорости потока дают очень хорошее смесеобразование. По мере развития процесса испаряются оставшиеся капли топлива малого размера. Топливо приобретает температуру смеси (см. рис. «Испарение капель топлива» ), и происходит гомогенизация смеси. За счет оптимальной конструкции камеры сгорания предотвращается интенсивный контакт топлива с ее стенками, всегда приводящий к риску конденсации.
Прямой впрыск топлива
Затем впрыснутая смесь сжимается, в зависимости, прежде всего, от положения дроссельной заслонки и степени сжатия двигателя до уровня давления от 10 до 40 бар. Это соответствует уровню температуры от 300 до 500 °С, в зависимости, прежде всего, от степени сжатия. В гетерогенных процессах впрыск производится только в конце фазы сжатия.
Преимущество прямого впрыска топлива заключается в его точном дозировании. Процесс испарения топлива в камере сгорания также требует надлежащего охлаждения заряда топлива в цилиндре. Это позволяет повысить степень сжатия примерно на одну единицу, что дает повышение к.п.д. двигателя.
Во всех процессах сгорания окисление топлива происходит только в конце фазы сжатия и в начале фазы расширения.
Цвет свечей зажигания
Опытный механик по цвету нагара (и цвету нижней части цоколя свечи) с высокой долей вероятности может определить «здоровье» двигателя без его разборки.
Цвет коричневый (тот самый «кофе с молоком») говорит об относительно здоровом «образе жизни» мотора и его цилиндропоршневой группы, а соответственно – и свечей.
Цвет черный с синеватым отливом, не оставляющий следов на пальце, говорит о том, что двигатель работает на переобогащенной смеси, и его система питания нуждается в повышенном внимании.
Цвет белёсый, близкий «к первородному» состоянию свечи, говорит — об обедненной смеси в цилиндрах, что тоже требует внимания со стороны специалиста.
Черный маслянистый нагар с хлопьями сажи и оставляющий жирные следы на пальцах говорит о том, что в цилиндры попадает моторное масло (и вода, если имеются капли влаги), и капитальный ремонт двигателя – не за горами.
Соответствие калильных чисел свечей зажигания DENSO числам зажигания других фирм производителей
Частенько в разговоре на тему замены свечей при упоминании калильного числа предыдущей свечи зажигания, стоявшей в двигателе автомобиля ранее, возникает путаница: дело в том, что значения маркировки калильных чисел свечей зажигания на свечах зажигания разных фирм-производителей свечей НЕ СОВПАДАЮТ друг с другом!
Помимо знания величины калильного числа предыдущей свечи автолюбитель обязательно должен знать и фирму изготовителя свечи зажигания, которая подлежит замене! Тогда при подборе новой свечи зажигания DENSO не возникнет вопроса: «А почему на предыдущей свече зажигания у меня было другое калильное число?»
Ниже мы приводим таблицу соответствия калильных чисел свечей зажигания разных фирм производителей Denso, Ngk, Champion и Bosch по величинам калильного свечи зажигания друг другу.
DENSO NGK CHAMPION BOSCH
9 | 2 | 18 | 10 |
14 | 4 | 16.14 | 9 |
16 | 5 | 12.11 | 8 |
20 | 6 | 10.9 | 7.6 |
22 | 7 | 8.7 | 5 |
24 | 8 | 6.63.67 | 4 |
27 | 9 | 4.59 | 3 |
29 | 9.5 | 57 | |
31 | 10 | 55 | 2 |
32 | 10.5 | 53 | |
34 | 11 | ||
35 | 11.5 |
Из таблицы соответствия маркировки калильного числа свечей зажигания DENSO другим фирмам производителей свечей видно, что числовые значения маркировки калильных чисел свечей капитально отличаются друг от друга!
Поэтому ориентация на степень горячности или холодности свечи зажигания без знания производителя свечи зажигания, о калильном числе которой идёт речь, может привести к существенной ошибке!
У BOSCH маркировка калильного числа свечи зажигания в отличие от калильного числа свечей зажигания DENSO и NGK тем меньше, чем холоднее свеча.
У свечей зажигания DENSO и NGK — наоборот, чем горячее свеча зажигания, тем меньше числовое значение маркировки калильного числа свечи зажигания.
В свечах зажигания CHAMPION вообще не наблюдается явной зависимости горячности свечи зажигания от числового значения маркировки калильного числа на свече зажигания CHAMPION.
Теперь становится понятным, почему знание ТОЛЬКО значения числовой маркировки калильного числа свечи зажигания без знания изготовителя свечи НЕ МОЖЕТ помочь в точной оценке того, какая свеча зажигания — горячая или холодная — стояла в предыдущем случае на Вашем автомобиле.
Последствия
Такая работа двигателя крайне вредна для него. Если свечи по своим характеристикам подобраны правильно, то калильное зажигание указывает на значительный износ двигателя или скопление значительного слоя нагара и отложений на стенках камеры сгорания и клапанов. Они способствуют худшему теплоотводу и повышению общего температурного режима двигателя. Следует помнить, что это может привести к перегреву головки блока цилиндров и ее короблению. К сожалению, в таком случае предстоит трудоемкий и дорогостоящий ремонт двигателя с его полной разборкой, очисткой камер сгорания и клапанов.
Отличия калильного зажигания от детонации
Многие автолюбители слышали про понятие детонации и даже в общих чертах представляют, что это такое. Но стоит рассказать, как отличить её от КЗ.
Горение топливовоздушной смеси
Дело в том, что при детонации происходит неправильное горение топливовоздушной смеси. При КЗ же не нормативен только поджог смеси, а её горение происходит в обычном режиме.
При детонации поджигание смеси происходит со скоростью, превышающей скорость звука. Грубо говоря, в цилиндре происходит небольшой взрыв. При КЗ же смесь воспламеняется с такой же скоростью, с которой она воспламенялась бы от электрической искры.
КЗ сопровождается глухими постукиваниями в двигателе, а детонация — металлическим скрежетом.
Последствия
Детонация считается более опасным явлением.
При детонации разрушается масляная плёнка, что способствует ускоренному изнашиванию деталей из-за сухого трения. Взрыв при детонации может нанести механические повреждения деталям. Из-за детонации двигатель может перегреться. Длительная езда с условием детонации может привести к необходимости капитального ремонта или замене двигателя.
Последствия калильного зажигания не так глобальны, но тоже сулят неприятностями.
При КЗ испортятся свечи зажигания и их изоляторы. Могут образоваться задиры на зеркале цилиндров и поршне. Также у поршня может прогореть дно. Поршневые детали может попросту заклинить.
На что влияет калильное число?
Калильное число – сложный термин, который тяжело понять большинству водителей. Если преподнести данное слово простым языком, то получится более понятный термин. КЧ показывает время. Когда оно истечет, свеча перейдет в состояние калильного зажигания и спровоцирует его.
Это универсальное значение, которое подходит для разных видов двигателей. Выражается параметр в числах от 11 до 26. Число обозначает параметр и вместе с этим показывает минимальное давление, необходимое для создания воспламенения в КС.
Определить число не так просто, поскольку единых стандартов определения не бывает. Цифра устанавливается во время испытаний на специальном оборудовании. Свечи зажигания от иностранных производителей не содержат в себе калильное число. Это обуславливается тем, что они устанавливаются на определенные ДВС, а значит, проводить эксперименты с определением параметра нет необходимости.
В разных видах двигателей по-разному происходит повышение температуры, по этой причине используются компоненты с различными КЧ. Их сопоставляют с нагрузкой мотора. Оптимальный параметр нагрева на изоляторе составляет 400-850 °С. Если температура нагрева выше заданного диапазона, то происходит калильное зажигание. Оно провоцирует разрушение электродов, но при этом компоненты очищаются от нагара.
В любом случае водитель не должен допускать перегрева. Момент зажигания изменяется, при этом коленчатый вал «дергается» так, что может разорвать мотор. Калильное число было как раз таки придумано с целью выявлять момент сбоя двигателя.
Причины детонации двигателя
Сразу стоит отметить, что описываемый процесс условно принято делить на критический и допустимый. В последнем случае имеется в виду нечастое явление, обнаруживающее себя нерегулярно. Чаще всего такая детонация слышна на малых оборотах и длится короткий промежуток времени. Это характерно для моторов малого (1,4-1,6 л) объема и сравнительно большой мощности: к примеру, 105 л. с., 1,5 л при крутящем моменте 135 Нм.
Однако откуда берется детонация в обычных силовых установках? Причин несколько.
Неправильная эксплуатация двигателя
Детонация может проявиться и на полностью исправном моторе: например, при затяжном подъеме на неправильно выбранной передаче с одновременным нажатием на педаль акселератора. В таких условиях коленвал просто не может набрать нужные обороты и разогнать машину.
Зажигание
Некоторые автовладельцы делают угол опережения зажигания ранним, чтобы двигатель быстрее реагировал при нажатии на газ. Так оно и получается, но при этом смесь воспламеняется раньше времени и мотор детонирует, противодействуя движению поршня вверх. Кроме того, в рабочей камере начинает образовываться и накапливаться нагар, в результате чего она уменьшается в объеме и перегревается. Иногда отложения тлеют, делая процесс воспламенения смеси неконтролируемым.
Калильное зажигание и его влияние на детонацию
К детонации силовой установки может привести неграмотная замена свечей зажигания, когда эти детали устанавливаются с неверным калильным числом. Речь идет о явлении, похожим на детонацию, но не являющейся таковой. Калильное зажигание – всего лишь следствие раннего воспламенения смеси, в итоге которого мотор может работать некоторое время даже при выключении зажигания.
Вмешательство в работу ЭБУ
Зачастую владельцы машин стараются любыми методами сделать свое детище более экономным. Для этого производят перепрошивку ЭБУ, ее «чиповку» и иные манипуляции с электроникой блока. В итоге смесь обедняется, топлива действительно расходуется чуть меньше. Но при этом неизбежна детонация, приводящая к сокращению эксплуатационного ресурса двигателя.
Неверное октановое число бензина
Если сравнивать с дизелем, в бензиновой силовой установке смесь воспламеняется не от сжатия, а от электрической искры. При большом октановом числе топливо может сильнее сжиматься без появления детонации. Соответственно: использование горючее с низким параметром (отличающимся от требований производителя авто), неизбежно приведет к этому неприятному явлению. Также стоит учитывать, что не всегда этикетка на колонке АЗС соответствует содержимому ее цистерн. Т. е. если вы хотите заправляться качественным топливом, подбирайте соответствующую станцию. А как показывает практика, сделать это можно опытным путем.
Особенности конструкции
Своеобразие силового агрегата также может быть причиной образования детонации. На процесс ее образования влияют:
- конфигурация камеры сгорания;
- тип днища поршня;
- степень сжатия двигателя;
- наличие (отсутствие) турбонаддува.
Наибольшей степенью сжатия, следовательно, и риском детонации обладают турбированные моторы, работающие на бензине. Здесь топливо с низким качеством, имеющее нештатное октановое число, не только неуместно, но и опасно.
Неисправности датчиков (для инжекторных моторов)
Особенность инжекторных двигателей – наличие элементов, способных контролировать работоспособность системы в любой момент. Ниже рассмотрены датчики, отказ которых ведет к появлению детонации:
- Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ). Его неисправность сопровождается провалами мощности и рывками при движении, разгоне, а также «плавающим» холостым ходом. Детонация в этом случае особенно ярко даст о себе знать, когда стиль вождения связан с постоянным «утоплением» педали газа в пол. Стоит заметить: индикатор на панели приборов Check Engine в подобной ситуации чаще всего не загорается.
- Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ). Если он неисправен, мотор начнет перегреваться и ЭБУ об этом не будет «знать». Т. е. детонация будет проявляться только в критическом температурном режиме.
- Датчик детонации (ДД). Выход его из строя – довольно редкое явление: чаще всего повреждаются подходящие к нему провода. Но если неисправен будет именно ДД, лампочка Check не загорится. Чтобы убедиться в неисправности датчика детонации, пустите и заглушите мотор. Затем снимите любую клемму с аккумулятора и через несколько секунд подсоедините снова. Пустите мотор: если детонация появится, но исчезнет до следующего старта, причина – в датчике. Он же может быть «виноватым», если силовая установка продолжает работать при выключенном зажигании.
Требования к качеству
При нормальном режиме работы четырёхтактного двигателя наблюдается от 500 до 3500 искровых вспыхиваний каждые 60 секунд. Они должны функционировать даже в экстремальных условиях. Только исправные свечи гарантируют экологичность горения смеси и плавность работы мотора. Чтобы несгоревшее топливо не разрушило каталитический нейтрализатор, свечи должны соответствовать строжайшим требованиям качества, в частности:
- выдерживать разряд напряжением 40 тысяч вольт;
- изоляция от температуры свыше 1000 градусов;
- пресечение образования вольтовых дуг при искрении;
- герметичность и податливость к давлению топлива в 100 бар;
- устойчивость к продуктам сгорания топливовоздушной смеси.
Реалии
На бензиновых моторах прижилась искровая система зажигания, то есть система, отличительным признаком которой является воспламенение смеси электрическим разрядом, пробивающим воздушный промежуток свечи зажигания в заданный момент времени.
Паразитный эффект
Также калильным зажиганием называют негативный эффект (англ. Pre-Ignition), когда на двигателе с искровым зажиганием топливовоздушная смесь воспламеняется не от искры свечи зажигания, а от перегретых деталей. Чаще всего такой деталью является изолятор самой свечи зажигания (при использовании свечи с ненадлежащим калильным числом) или частицы нагара. В этом случае возможно даже продолжение работы двигателя после выключения системы зажигания, пока не перекрыта подача топлива (на карбюраторах стоят электромагнитные клапаны, перекрывающие подачу топлива при выключенном зажигании)
. Склонность свечи к накоплению теплоты характеризуется калильным числом.
Нюансы применимости
Итак, тепловая нагрузка в любом реально эксплуатируемом (а не работающем на стенде на одном режиме) автомобильном моторе различается в разы – когда ваш автомобиль тарахтит на холостых в пробке или едет на высшей передаче на трассе, свеча нагревается по-разному. При использовании качественного топлива и точном его дозировании системой впрыска можно смело использовать свечи, рекомендованные производителем – они не будут обрастать нагаром на холостых и не перегреются на максимальной нагрузке, тем более что калильное число всегда берется с определенным запасом (вы когда-нибудь видели на обычном ВАЗовском моторе индикаторное давление в 17 бар?). Проблемы начинаются при игре с качеством смеси: чем она беднее, тем выше ее температура горения. На советских мотоциклах в деревнях использовали свечи А11 от тракторных пускачей вместо положенных А14-А17, и они работали гораздо лучше: более «горячие» свечи эффективно очищались от нагара, вызванного богатой смесью от настроенных на глаз карбюраторов, а вот положенные по паспорту работали с перебоями. Сейчас же мы имеем обратную практику – переходя на бедные смеси из-за требований экологов, автопроизводители увеличивают тепловую нагрузку на свечи. Обратимся, например, к каталогу NGK и найдем там два автомобиля с одним и тем же двигателем, но выпускавшиеся во время действия разных эконорм:
- Renault Laguna ph.2, мотор K4M 720 (81 л.с.), 1998-2000 – BKR5EK
- Renault Laguna 2, тот же мотор, старше 2001 года – уже BKR6EZ
Это интересно: Чистка карбюратора ВАЗ 2109
Как видно, на том же двигателе приходится применять уже более «холодные» свечи, к тому же от двух боковых электродов отказались в пользу одного (снизились темпы нагарообразования, для достижения ресурса между ТО стало достаточно одноэлектродных свечей).
Если же мотор форсируется, то однозначно приходится применять более «горячие» свечи, причем это касается любого метода форсировки: увеличивая объем или давление наддува, мы увеличиваем тепловую нагрузку за единичный цикл сгорания смеси, повышая обороты – уменьшаем время, за которое свеча успевает отдать тепло. Причем в последнем случае уменьшается и время воздействия горящей смеси на свечу, поэтому требования к увеличению калильного числа менее строги: на моторах с красной зоной в пятизначное число могут применяться и свечи с не самым экстремальным калильным числом. Для моторов же с воздушным охлаждением калильное число меняется даже в зависимости от сезона – летом средние температуры головки цилиндра выше, следовательно, она хуже охлаждает корпус свечи, и потребуется более «холодная» свеча, чтобы быстрее отдавать тепло от электродов. К счастью, на автомобилях это уже давно не актуально.
(1 оценок, среднее: 1,00 из 5)
(1 оценок, среднее: 1,00 из 5)
Способы борьбы с нагаром
Удалить нагар можно несколькими способами. Первый, и самый простой из них – выпалить отложения к камере сгорания. Для этого всего лишь необходимо проехаться длительное время на высокой скорости. То есть, выезжаем на хорошую длинную трассу и «давим в пол» педаль газа. Результатом этого будет выгорание нагара и удаление его через выхлопную систему. Кстати, данный метод можно применять как профилактику. То есть, достаточно периодически «гонять» автомобиль, чтобы внутри камер сгорания не образовывался слой нагара.
Если первый способ результата не дал и калильное зажигание появляется, можно попробовать «размягчить» нагар, чтобы он сам отслоился. Для этого используется специальный раствор, состоящий из одной части моторного масла и четырех частей керосина.
Для двигателя потребуется 80-120 гр. такого раствора. После поездки, пока мотор еще горячий, в каждый цилиндр нужно залить по 20-30 гр. подготовленной смеси. После этого машина оставляется на сутки, чтобы раствор смог подействовать. Далее необходимо запустить силовую установку и дать ей поработать в течение получаса. После использования смеси в обязательном порядке меняется масляный фильтр и сам смазочный материал.
Если и второй способ не помог, то придется удалять нагар механическим способом. То есть придется с авто снимать головку блока и счищать имеющиеся слои при помощи щетки по металлу и скребков, предварительно замочив все керосином. Удалять нагар нужно не только с поверхности камеры сгорания, а и с поршней и клапанов. Этот метод самый трудоемкий, но зато после него вы будете полностью уверены, что внутри цилиндров все чисто.
Горение топливовоздушной смеси
Дело в том, что при детонации происходит неправильное горение топливовоздушной смеси. При КЗ же не нормативен только поджог смеси, а её горение происходит в обычном режиме.
При детонации поджигание смеси происходит со скоростью, превышающей скорость звука. Грубо говоря, в цилиндре происходит небольшой взрыв. При КЗ же смесь воспламеняется с такой же скоростью, с которой она воспламенялась бы от электрической искры.
Последствия
Детонация считается более опасным явлением.
При детонации разрушается масляная плёнка, что способствует ускоренному изнашиванию деталей из-за сухого трения. Взрыв при детонации может нанести механические повреждения деталям. Из-за детонации двигатель может перегреться. Длительная езда с условием детонации может привести к необходимости капитального ремонта или замене двигателя.
Последствия калильного зажигания не так глобальны, но тоже сулят неприятностями.
При КЗ испортятся свечи зажигания и их изоляторы. Могут образоваться задиры на зеркале цилиндров и поршне. Также у поршня может прогореть дно. Поршневые детали может попросту заклинить.
Исправляем паразитный эффект
Излечить подобное недомогание автомобиля несложно. Лучше это сделать, пока не появились неприятные последствия негативного эффекта. Для этого, возможно, достаточно будет заменить свечи зажигания вместе с изоляторами.
Также обратитесь к специалистам. Пусть они проверят, правильно ли у вас настроены механизмы поджога смеси и газоотведения. Возможно, именно в них кроется причина калильного, а не искрового зажигания смеси.
Если приходится использовать автомобиль на больших оборотах, позволяйте ему немного передохнуть.
Не допускаем паразитного эффекта
Для того чтобы смесь в вашем автомобиле воспламенялась только от электрической искры, регулярно проверяйте свечи на наличие нагара, так как он может накаливаться не хуже изолятора.
Внимательно настраивайте механизм поджога смеси (если делаете это самостоятельно), не допускайте его смещения к более ранней фазе. И лучше самостоятельно не корректируйте механизм газоотведения, а обратитесь к специалистам. Ну и конечно, в машине должны быть установлены свечи с правильным калильным числом.