Назначение колодок
Тормозная система новых автомобилей состоит из двух основных компонентов: дисков и колодок. Несмотря на то, что большинство водителей обращаются к автомеханикам каждый раз, когда чувствуют, что с тормозами что-то не так, было бы неплохо знать некоторую информацию. Что делают тормозные колодки, как они работают и когда приходит время их заменить?
Прежде всего, стоит задуматься, почему колодки так важны. Тормозные колодки являются важным компонентом тормозной системы, поскольку они создают трение для остановки или замедления автомобиля. Когда водитель нажимает на тормоза, они прижимаются к тормозному диску, помогая автомобилю затормозить или остановиться, в зависимости от давления.
Как можно представить, тормозные колодки постоянно используются, следовательно, изнашиваются и требуют внимания. Они являются компонентами, которые необходимо менять через определенные промежутки времени. Этот интервал варьируется в зависимости от того, сколько автомобиль ездит каждый день и как он это делает. Однако чтобы узнать рекомендуемое производителем время замены колодок, следует обратиться к техническому руководству автомобиля.
Почему тормозные колодки должны быть заменены? Уход и своевременная замена помогут повысить уровень безопасности автомобиля. Периодическая замена колодок ведет к увеличению срока службы тормозных дисков. Также можно избежать более серьезных и дорогостоящих поломок транспортного средства.
Что делать, если горит лампа тормозов на панели приборов?
Проверяем механическую составляющую
Самостоятельная диагностика – операция простая. Делится она на две составляющие – механическую и электрическую. Первая – очень важна, поскольку оценивает состояние привода тормозной системы и определяет ее работоспособность.
Сводится проверка механической составляющей к оценке уровня тормозной жидкости в бачке и состояния магистралей привода и компонентов системы – главного тормозного цилиндра и рабочих механизмов.
Тормозной бачок располагается в подкапотном пространстве, справа возле заднего щита моторного отсека. Найти его несложно, поскольку к крышке бачка подходит два провода.
При проверке отсоединяем провода и откручиваем крышку, чтобы определить уровень тормозной жидкости. На стенках бачка расположены метки, по которым и можно понять, сколько жидкости осталось. Нормальным считается уровень выше средины между метками.
Снижение ниже отметки «Min» указывает на утечку жидкости. Поэтому следующий этап — проверка магистралей и тормозных механизмов. Для этого осматриваем колеса с внутренней стороны. Если находим утечку жидкости с механизмов, то на дисках видим подтеки.
Для дополнительной проверки заводим авто и пару раз нажимаем на педаль тормоза, после чего откатываем машину и осматриваем поверхность земли на наличие следов вытекающей жидкости, проверяем уровень жидкости. Если она обнаружена – тормозная магистраль повреждена, при этом количество жидкости снизится.
При утечках тормозной жидкости эксплуатация авто недопустима, поскольку машина лишена тормозов. Лучшим вариантом в этом случае является вызов эвакуатора для доставки авто к месту ремонта. Но если опыта вождения достаточно, то добираемся на СТО или в гараж самостоятельно. Тормозные системы автомобилей обычно имеют два контура, и при пробое магистрали одного из них, второй продолжает работать. Но ввиду того, что эффективность тормозов на авто с поврежденной магистралью сильно снижается, двигаться нужно на небольшой скорости и с включенной аварийной сигнализацией.
Иногда возникает проблема с загорающейся сигнальной лампой при нажатии на педаль тормоза. Причина этого кроется в двух факторах – низком уровне жидкости в бачке и изношенных колодках дисковых тормозов. При торможении жидкость перетекает в рабочие цилиндры и количество ее в бачке падает ниже критической отметки, поэтому лампа и загорается. Лечится это установкой новых колодок и доливкой жидкости в бачок.
Проблемы с электрической составляющей
Если при осмотре выявлено, что магистрали и рабочие элементы системы не подтекают, то причину ищем в электрической составляющей. А поскольку она выполняет сигнальную функцию, то эксплуатация авто продолжается в обычном режиме. Но затягивать с выявлением и устранением проблемы не стоит, поскольку в этом случае сигнальная лампа не сработает при серьезной неисправности – утечке жидкости.
А проблемы с электрической частью возникают в:
- датчике уровня жидкости;
- датчике включения сигнала ручника;
- лампах стоп-сигнала;
- датчиках степени износа тормозных колодок.
Причиной становится и проводка, которая ведёт к перечисленным элементам.
Неисправность датчика уровня жидкости возникает при окислении контактов, к которым подключается проводка, и в пробое поплавка (если он пустотелый). В первом случае теряется контакт между датчиком и проводкой, что и приводит к загоранию лампы. Для устранения зачищаем соединения. Во втором случае трещина в поплавке приводит к его наполнению жидкостью, из-за чего он погружается и замыкает контакты. В этом случае придется заменить крышку вместе с бачком и поплавком.
Проверить работоспособность датчика ручника несложно. Но для этого его нужно сначала обнаружить. Для проверки ставим авто на стояночный тормоз, после чего понажимаем на выступающий шток датчика, следя за лампой. Если она при нажатии штока гаснет, причина кроется не в этом датчике.
В процессе поиска проверяем работоспособность стоп-сигналов. Для этого просим помощника выжать педаль газа, а сами осматриваем фонари. Перегоревшая лампа запросто может стать причиной горящей сигнальной лампы.
Что касается датчиков износа колодок, то причина обычно кроется не в них самих, а в толщине фрикционных накладок. Меняем колодки, чтобы проблема решилась.
Напоследок отметим, что это основные причины горящей сигнальной лампы тормозной системы. Но в процессе поиска причины не лишним будет изучение схемы электропроводки, чтобы понять, что входит в схему и определить круг элементов, которые необходимо проверить.
Недостатки электронных сигнализаторов
Как и любые сигнализирующие устройства, датчики, контролирующие износ, имеют определенные недостатки:
- Провода, которыми они оснащены довольно тонкие и часто перетираются и рвутся.
- Незащищенность разъемов проводов от попадания на них влаги и грязи часто приводит к окислению контактов или их замыканию.
В дождливую погоду влага, попадающая на фрикционный слой, может поменять его сопротивление, что приведет к ложному срабатыванию индикатора.
Единственным плюсом электронных датчиков (исходя из вышеописанных недостатков) является то, что даже при обрыве провода они все равно просигнализируют об износе накладок. В этом случае, они сработают как механические сигнализаторы, когда стержень датчика начнет вплотную прижиматься к диску, то появится характерный пищащий звук.
Для большинства современных машин сигнализаторы износа продаются отдельно от тормозных планок.
Таким образом, производители позаботились о том, чтобы можно было поменять изношенную или вышедшую из строя деталь (к сожалению, это не касается накладок с интегрированными сигнализаторами). Но, несмотря на это, специалисты все же советуют менять старые датчики вместе с установкой новых тормозных планок. Так как не исключено, что они будут некорректно работать.
Похожие публикации:
- Главный тормозной цилиндр — замена и ремонт
- Рабочий тормозной цилиндр – ремонт и замена
- Инструкция по замене тормозных колодок
- Минимальная толщина износа тормозного диска
- Отчего греются больше обычного тормозные диски?
Замена тормозных дисков своими руками
Передние тормозные диски ваз 2110
Первым делом необходимо предпринять демонтаж сносившихся тормозных дисков.Для это следует выполнить:
- Следует снять колесо автомобиля.
- Изъять поношенные тормозные колодки.
- Разобрать раму тормозов.
- Почистить поверхность ступицы.
- Проверить работу ступицы.
- Удалить излишки покрытия с новых дисков.
- Проверить биение тормозного диска.
- Установить тормозные колодки.
Для проведения данных работ, следует использовать следующее оборудование, механизмы, инструменты:
- Домкрат.
- Любой прибор для откручивания гаек с цифрой «7».
- Гаечные ключи с цифрами «13» и «17».
- Молоток.
- Отвертка, рассчитанная на откручивание плоских креплений.
Демонтаж колеса
Снятие переднего колеса ваз 2110
Для того, чтобы демонтировать колесо автомобиля, необходимо проделать следующие пункты:
- Под автомобилем устанавливается домкрат.
- Поднимается автомобиль до такого уровня, чтобы он не опрокинулся, но снятие колеса было без помех.
- Открутить крепления колеса ключом.
- Снять «колпаки» и само колесо.
Данная работа ничем не отличается от замены покрышки в момент спуска шин из-за прокола.
Демонтаж тормозных колодок
Передние тормозные колодки ваз 2110
Чтобы снять использованные тормозные колодки необходимо:
Поршень необходимо максимально отдалить от стандартного механизма.
Чтобы облегчить работу, следует провести разбор рамы тормозов:
- Откручиваются два болта, которые крепят колодки ВАЗ 2110.
- Отсоединяем полностью устройство.
Чистка ступицы и проверка на биение
Передняя ступица ваз 2110
Следующий этап – чистка ступицы. Ее следует тщательно прочистить, так как дополнительный сор может негативно сказаться на эффективности работы нового оборудования.Для этой цели используется:
- Металлическая щетка.
- Спиртовой растворитель.
Таким способ чистится механизм от ржавчины, грязи и возможных повреждений поверхности. Иногда, когда чистка поверхности ступицы не происходит, тормозная система может издавать звук, который напоминает биение.Такое состояние не допустимо.
Перед окончательным креплением устройств на место, следует провести пробный запуск. Это поможет узнать биение ступицы.В данной проверке используется особый прибор. Нормальный показатель биения не должен превышать 0,1 миллиметра.Когда показатель биения ступицы превышен, следует отремонтировать механизм ступицы и только потом производить дальнейший монтаж тормозных дисков.Ремонт ступицы проводится довольно тщательно. Требуется заменить подшипник, если биение механизма слишком велико.Для замены подшипника следует проделать:
- Слегка открутить гайку, которая крепит стойку. Откручивать полностью ее, нет надобности.
- Полностью откручиваем гайку, которая держит ШРУС(см.Ваз 2110: замена шрус — делаем правильно). Извлекается стойка.
- Следует произвести сжатие пружины. Для этого необходимо использовать стяжной механизм.Он устанавливается на пружину и постепенно зажимается с двух сторон.
- В момент максимального сжатия пружины (она не должна сжиматься полностью), изымается старый подшипник.
- Снимается старый подшипник, а его место занимает новый, готовый к эксплуатации рабочий подшипник.
После установки нового подшипника производим сбор механизма ступицы в обратной последовательности. После того, как каждый элемент будет установлен на свое место, следует проверить биение ступицы еще раз.Не следует забывать о максимальном значении.
Подготовка новых дисков к установке
Ваз 2110 передние диски и задние
Неотъемлемой частью замены тормозных дисков ВАЗ 2110, является удаление покрытия на новой детали. Новые тормозные диски имеют особое покрытие, которое называют консервативным.Для этой цели можно использовать любой растворитель. После снятия покрытия, следует установить новые тормозные диски на место прежних изношенных.
Проверка биения самого диска
Ваз 2110 греется передний тормозной диск
И вновь необходимо произвести небольшую проверку рабочих показателей
На этот раз следует обратить внимание на биение самого тормозного диска.Максимально допустимое значение не должно превышать показателя в 0,15 миллиметров. Когда ремонт производится аккуратно и по правилам, данный показатель не должен превышать допустимое значение
Ваз 2110 передние дисковые тормоза комплект
Последним шагом при замене тормозного диска автомобиля ВАЗ 2110, является установка тормозных колодок на прежнее место. Действия для проделывания данной операции проводятся в противоположном порядке, что и в момент разборки.
Замена датчиков
Любой водитель самостоятельно справится с такой работой. Для этого выполняют пошаговую инструкцию:
- Поддомкрачивание части транспорта.
- Откручивается колесо.
- Внешние датчики обычно находятся возле ступицы.
- Для крепления используют пружины, либо хомуты.
- Крепёжный механизм надо извлечь аккуратно, насколько это возможно.
- Сам датчик износа после этого без проблем вытаскивается наружу.
Посадочное место требует тщательной очистки от любых загрязнений. Обработка нужна и для контактов, связанных с датчиком. Остаётся на место старого элемента установить новый, а потом закрутить колесо. На следующем этапе авто с домкратов спускают. На последних этапах проверяют, работоспособен ли новый прибор. Лампа загорается, если колодки тормозной системы правда изношены.
Замена датчиков
Любой водитель самостоятельно справится с такой работой. Для этого выполняют пошаговую инструкцию:
- Поддомкрачивание части транспорта.
- Откручивается колесо.
- Внешние датчики обычно находятся возле ступицы.
- Для крепления используют пружины, либо хомуты.
- Крепёжный механизм надо извлечь аккуратно, насколько это возможно.
- Сам датчик износа после этого без проблем вытаскивается наружу.
Посадочное место требует тщательной очистки от любых загрязнений. Обработка нужна и для контактов, связанных с датчиком. Остаётся на место старого элемента установить новый, а потом закрутить колесо. На следующем этапе авто с домкратов спускают. На последних этапах проверяют, работоспособен ли новый прибор. Лампа загорается, если колодки тормозной системы правда изношены.
Недостатки механических и электронных датчиков
Несмотря на простоту и надежность датчиков износа обоих видов, они имеют серьезные недостатки. К примеру:
- Производители механических датчиков пристегивают изделие различными способами, вследствие чего оно может сорваться на дорогу прямо во время езды. Лучше бы подошло специальное приклеивание к металлу планки. К тому же механический датчик может подавать сигнал при контакте с налипшими пылью и гравием в зазоре между диском и накладкой;
- «Болезней» электронных датчиков очень много. К примеру, тонкие провода могут перетираться и рваться прямо во время езды, поскольку не имеют защитной оплетки (хотя и она быстро бы изнашивалась). Контакты подвержены окислению. И самое неприятное: когда фрикционный слой покрывается водяной пленкой, его сопротивление меняется, вследствие чего индикатор может сработать когда не положено. Это называют ложным срабатыванием.
Отметим один существенный плюс электронных датчиков: даже если провод обрывается, металлический стержень устройства все равно будет тереться о диск и сигнализировать об износе. Датчик перестает быть рабочим только в случае серьезного повреждения стержня.
Лада 2114 › Бортжурнал › В поисках тихого торможения. (или инстркция по замене колодок на ВАЗе)
Поехал я сегодня на авторынок с одной целью: Найти FERODO, которые я давно хотел! Поиск был не долгим, вот они:
Далее расскажу как менять все это дело! Может и пригодится кому.
Понятно, что первым делом колесо надо снять! Сняли? Видим перед собой тормозной диск с суппортом. Со стороны двигателя на том самом суппорте торчат шляпки болтов, которые нам надо открутить. Первым делом нужно отогнуть стопорную шайбу, что бы она нам не мешала:
Отогнули? Теперь нам нужны 2 ключа, на «17» и «13». На «17» нужен рожковый, а на «13» можете взять тот, каким удобней будет крутить. Ключом на «17» держим гайку, что бы она не проворачивалась, а ключом на «13» откручиваем болт, о котором я писал выше. На каждом суппорте по 2 болта.
Открутили? Теперь снимаем тормозной цилиндр с колодок. Трудностей в этом нет абсолютно никаких, снимается без всяких усилий!
Сняли? Ну теперь вытаскиваем свои старые колодки и ставим на их место новые. Здесь тоже трудностей нет, все очень просто.
Поставили? Теперь нам надо все собирать на место. При сборке нам необходим «газовый ключ». Им нам нужно будет утопить шток тормозного цилиндра. Без этой процедуры, вы просто не сможете одеть тормозной цилиндр на колодки!
Одели? Ну а теперь все это дело собирается в обратном порядке относительно разборки. Закручиваем болт ключом на «13», придерживая при этом гаечку на «17». Затягиваем хорошенько все это дело и загибаем обратно стопорную шайбу. Ставим на место наше колесо и все, радуемся новым колодкам.
P.S. Пока что не буду ничего писать по поводу того что пищат или нет. Когда поставил ABS Best, был доволен как слон, но радость была не долгой… Надеюсь FERODO меня не подведут!
Электронная сигнализация
Производители оснащают все современные машины такими датчиками, считая их более совершенными. Действительно, благодаря таким сигнальным устройствам стало возможным контролировать факт не только полного износа, но и степени износа трения материала. Этому способствует тот факт, что электронные тревоги стали делиться на два типа:
Внешние датчики — устанавливаются сбоку от тормозной планки или в специально разработанном углублении. Это позволяет заменить их в случае поломки.
Встроенные устройства — вдавливается в материал трения при изготовлении рельсов. В этом случае они не могут быть заменены.
Эти сигналы тревоги просты: сердечник размещен в пластиковом корпусе, чтобы не повредить тормозной диск, он изготовлен из мягких металлических сортов. На задней панели устройства находится разъем с ответвительным проводом.
Принцип работы таких датчиков основан на процессах, происходящих в электрической цепи, когда она замкнута. Когда ядро, когда полоски изношены и передняя часть корпуса разрушена, начинает касаться диска, происходят те же процессы. Контактная цепь замыкается и загорается индикатор на приборной панели.
Производительность внешних и встроенных датчиков немного отличается в зависимости от сигнала, который появляется на приборной панели:
Индикатор, когда внешний датчик активирован, загорается в тот момент, когда толщина фрикционного материала достигла критической точки и постоянно светится одним цветом.
В случае встроенной контрольной лампы индикатор меняет цвет в зависимости от износа прокладок. Когда толщина фрикционного слоя приближается к критическим параметрам, он начинает гореть желтым. И когда фрикционный материал полностью изношен, когда вам нужно немедленно заменить колодки, лампочка загорается красным.
Принцип работы такой многоуровневой схемы легко понять. Как уже упоминалось в статье, выделяя вопрос — «когда заменить тормозные колодки», слой трения многих плат содержит металлические присадки. Благодаря этому они могут, хотя и с высоким сопротивлением, пропускать электрический ток. Эти свойства использовались производителями для определения того, насколько быстро износится подкладка. Толщина фрикционного слоя играет важную роль в электрическом сопротивлении накладки (чем тоньше слой, тем он меньше).
Когда зажигание включено, образуется электронная схема, схема которой состоит из индикатора, проводов, датчика и тормозного диска.
Когда сопротивление в этой цепи уменьшается до определенного процента из-за частичного износа фрикционного слоя, загорается желтый свет. Что говорит о том, что планка будет еще длиться определенный период движения автомобиля, но его полный износ почти не за горами, и вам следует позаботиться о покупке новых юнитов. Хорошо, когда цвет индикатора изменится с желтого на красный, вы должны немедленно заменить полоски.
Какие инструменты нужны для замены тормозных колодок своими руками?
Перед тем как начинать «готовить» машину к процедуре замены требуется собрать необходимые инструменты и иные вещи. В их число входит:
- Руководство по эксплуатации. Если автолюбитель производит замену колодок самостоятельно, то ему необходимо убедиться, что подобное руководство имеется в наличии. Если «книга» купленная вместе с автомобилем составлена не подробно, то необходимо приобрести более качественное издание с подробными пошаговыми инструкциями. Подобное руководство пригодится автолюбителям, имеющим малое количество опыта, так как поможет точно определить места установки домкрата, опор для удержания ТС на весу и получить иные сведения для проведения процедуры замены.
- Домкрат. Как правило, он идёт в комплекте с новым автомобилем. Домкраты, предоставляемые производителем, идеально подойдут для замены колеса, но для проведения демонтажа колодок «родные» домкраты подходят не всегда. Дело в том, что они зачастую не могут поднять больше половины массы всего автомобиля, так как производитель считает, что для замены колеса такой грузоподъёмности вполне достаточно. Но для замены колодок нужно приспособление, способное поднять до ¾ массы машины. Если речь идёт о легковом автомобиле, то правильное решение — приобрести домкрат, рассчитанный на 3 тонны. Это позволит обеспечить безопасность и поднимать более тяжёлые машины при необходимости.
- Подъёмная опора. Она требуется для стабильного удержания автомобиля в воздухе после того как был совершён подъём при помощи домкрата. Каждая такая «подставка» имеет индивидуальные характеристики грузоподъёмности, поэтому приобретать их требуется, основываясь на общей массе личного автомобиля. Лучшее решение — покупать изделия с запасом грузоподъёмности.
- Инструмент для регулировки суппорта. Он даёт возможность самостоятельно произвести калибровку суппорта при необходимости. Сделать её можно и другими способами, но зачастую все они являются менее эффективными, особенно если у автолюбителя отсутствует опыт.
- Новые колодки и тормозные диски (при необходимости). Опытный автолюбитель всегда заранее подготовит расходные материалы для замены износившихся, перед тем как производить демонтаж колеса и снятие старых колодок.
- Тормозная смазка. Её требуется подготовить в обязательном порядке, так как она нужна для нанесения на поверхности новых колодок и суппортов при обратной сборке.
- Набор торцевых и баллонных ключей.
Подготовив перечисленные инструменты и материалы заранее, автолюбитель максимально ускорит процедуру замены.
Признаки износа
Отвечая на вопрос: «как часто менять тормозные колодки?» необходимо для начала рассмотреть признаки, по которым определяется предельный износ колодок. От того, насколько они стерты или пришли в негодность зависит частота замены. Определить предельный износ тормозных колодок можно по различным косвенным признакам. Необходимо лишь правильно интерпретировать и не игнорировать их. Симптомами износа тормозных колодок являются:
Увеличение тормозного пути
То есть, ввиду того, что фрикционный материал максимально стерт, а соприкосновение колодки с диском происходит за счет металлического основания, то и коэффициент торможения снижается, увеличивая длину тормозного пути.
Нарушение прямолинейности во время торможения
Это возможно при неравномерном износе тормозных колодок и неправильной работе суппорта, при котором один из дисков зажимается сильнее.
Снижение жесткости тормозной педали и увеличение ее хода
Еще один признак неисправности тормозной системы, в том числе износа тормозных колодок. Кроме того, если вы нажали на педаль тормоза, а она не вернулась в обратное положение, то это говорит о том, что колодки стерлись полностью, а сама она из-за высокой температуры пригорела к диску.
Положение исправит только ремонт с заменой диска и колодок.
Снижение уровня тормозной жидкости
Ввиду того, что при износе накладок ширина колодки уменьшается — поршням суппорта приходится при торможении выдвигаться дальше, что уменьшает уровень тормозной жидкости в бачке.
Появление скрипа и скрежета
Этот признак износа появляется тогда, когда фрикционный материал стирается полностью, а торможение происходит за счет металлического основания колодки.
Появление темного налета или пыли на колесных дисках
Темная угольная пыль – признак истирания фрикционного материала
Металлическая пыль – признак стирания тормозного диска основанием изношенной тормозной колодки.При возникновении подобных признаков стоит обратить внимание на тормозные колодки и их состояние. Ведь при их критической изношенности могут возникнуть более серьезные проблемы в виде заклинивания тормозных колодок и разрушения ступичных узлов. Кроме того, современные автомобили комплектуются специальными электронными датчиками, показывающими состояние колодок и уровень их изношенности
После того, как накладка сотрется до критического уровня на панели загорится лампочка. В механических датчиках в подобных условиях будет слышен металлический скрип и скрежет, который издает пластина, закрепленная за основание колодки, которая при стирании накладки до минимального значения начинает соприкасаться с тормозным диском. Это явный признак того, что пора менять колодки
Кроме того, современные автомобили комплектуются специальными электронными датчиками, показывающими состояние колодок и уровень их изношенности. После того, как накладка сотрется до критического уровня на панели загорится лампочка. В механических датчиках в подобных условиях будет слышен металлический скрип и скрежет, который издает пластина, закрепленная за основание колодки, которая при стирании накладки до минимального значения начинает соприкасаться с тормозным диском. Это явный признак того, что пора менять колодки.
Еще одним способом определения уровня износа колодок является их визуальный осмотр. Если фрикционный слой истерт и ширина его составляет менее 5 мм, то такую колодку необходимо менять. Критической толщиной накладки считается 1,5 – 2 мм. Наличие на колодке маслянистой жидкости и ее неравномерный, заметный глазу, износ также являются основанием для замены.
Таким образом, ответ на вопрос «через сколько менять тормозные колодки?» прост. При первом возникновении вышеописанных признаков. А вообще не желательно доводить износ накладок колодки до уровня меньше 5 — 6 мм, так как это может привести к износу тормозных дисков, течи тормозных цилиндров и полному отсутствию тормоза автомобиля.
О разновидностях и основных особенностях датчиков
Для деталей характерны разные степени износа. Периодические проверки – оптимальный вариант для защиты от преждевременного выхода из строя. Специальные датчики помогают справиться с этой проблемой. Колёса не требуют каждый раз ручного снятия, для визуальной оценки состояния фрикционного слоя.
У датчиков две разновидности, выпускаемые на рынок:
- Электронные.
- Механические.
Способ и место установки определяют будущее количество датчиков:
- Совместно с одной колодкой. Чаще всего – той, которая находится впереди.
- Две единицы, у колеса спереди и сзади.
- Сразу у каждого из тормозных механизмов. От этого принцип работы датчика износа колодок не меняется.
Когда нужно менять тормозные колодки
Тормозная система автомобиля, как одна из самых ответственных с точки зрения безопасности, требует регулярного осмотра. Опытные автомеханики рекомендуют осматривать состояние тормозных колодок одновременно с проведением технического обслуживания автомобиля – каждые 10 тыс. км. Эта рекомендация особенно актуальна для автомобилей, вышедших из гарантийного срока.
Для принятия решения о необходимости замены колодок при осмотре обращают первоочередное внимание на следующие обстоятельства:
- Остаточная толщина фрикционного слоя. Единых правил здесь нет, однако приближение толщины к отметке 2 мм свидетельствует о необходимости скорой замены.
Как правило, тормозные колодки современных автомобилей оборудованы датчиками индикации недопустимого износа. Это могут быть как устройства механического типа (издают резкий скрип при достижении накладкой определенной толщины), так и электромеханического (индикация на приборной панели). Поступление соответствующего сигнала свидетельствует о необходимости немедленной замены колодок.
- Наличие механических повреждений не связанных с естественным износом колодок: сколы, трещины и т.д.
- Наличие повреждений «ответной» части (относится к дисковым тормозам): борозды, трещины, волнистость (приводит к неравномерному износу поверхности колодки).
Помимо результатов осмотра могут быть и другие внешние проявления необходимости замены колодок:
- увеличение тормозного пути;
- резкий шум (скрип, скрежет) при торможении не связанный с индикатором недопустимого износа;
- неадекватная реакция автомобиля при торможении (резкие удары, толчки).
Среди факторов, влияющих на надежность тормозной системы в целом, необходимо отметить следующие:
- Качество изготовления и материалов колодок.
- Манеру езды водителя.
- Состояние дорог (преобладание чистого покрытия или агрессивной среды, грязи, абразивных включений и т.д.).
- Климатические особенности региона эксплуатации.
- Естественный износ при торможении.
Качественные тормозные колодки – это залог надёжной работы тормозных механизмов, и поэтому экономить на их стоимости целесообразно в разумных пределах. В самом деле, если экономия в 20% при покупке колодок обернётся 30% снижением их ресурса, то это будут скорее лишние затраты.
С другой стороны бытует мнение, что если качественные тормозные колодки (например, для автомобилей премиум-класса) «не совсем подходят» к конкретному авто, их можно «подогнать» (отрезать, подпилить, подточить). Делать это категорически не рекомендуется: любое механическое воздействие на фрикционный материал и подложку (кроме, разумеется, работы в штатном режиме) может привести к раннему разрушению колодки.
Рекомендация для выбора тормозных колодок проста: покупайте колодки хорошего качества и штатного размера для конкретной модели авто.
О том, какие тормозные колодки лучше, читайте здесь.
Кстати, при замене тормозных колодок новички часто задают вопрос: надо ли менять колодки с двух сторон, если с одной стороны они ещё находятся в удовлетворительном состоянии? Ответ однозначный – менять нужно одновременно с двух сторон, так как в противном случае появляется опасная ситуация неравномерного износа и не одновременного срабатывания тормозов.
Понятно также, что при агрессивной манере езды да ещё по грунтовым дорогам с повышенным содержанием абразива, осматривать состояние тормозной системы необходимо чаще рекомендуемых интервалов. То же относится и к автомобилям с автоматической коробкой передач – у них износ колодок, как правило, происходит быстрее, чем в машинах, оборудованных механической коробкой.
Разновидности систем
Основные виды систем, предупреждающих о критическом уровне износа тормозов:
- механическая. На колодку монтируется металлическая пластина, которая расположена таким образом, чтобы при критическом уменьшении толщины колодок она начала касаться тормозного диска. Возникающий в таком случае при торможении металлический писк будет сигналом необходимости обслуживания тормозной системы. Недостаток механических датчиков в том, что характерный писк, скрежет может быть не только следствием критического износа, но и врожденной характеристикой некачественных колодок (фрикционный материал сам по себе склонен издавать писк при торможении). Также посторонние звуки могут появиться вследствие попадания между трущимися парами грязи, камней, что может ввести водителя в заблуждение. Неприятность еще и в том, что работоспособность индикатора износа нарушится, если вследствие неквалифицированного монтажа или транспортировки пластина будет каким-то образом деформирована. Случается, что пластины просто отваливаются в процессе эксплуатации автомобиля;
- система с использованием электронных датчиков. Преимущество такой конструкции в том, что сигнал об износе тормозных колодок подается водителю на щиток приборной панели. Чтобы понять, в каких ситуациях загорается индикатор, рассмотрим устройство датчика износа и принцип работы системы предупреждения.
Устройство и принцип работы
Способы крепления к тормозным колодкам:
- контактная зона вмонтирована между фрикционным слоем и металлической основой;
- наконечник индикатора вставляется в специальную проточку во фрикционной накладке (встречается, к примеру, на моделях VW);
- устанавливается в специальный паз в металлической основе (к примеру, как на многих BMW).
Вне зависимости от способа установки, датчик устроен таким образом, чтобы при истирании и уменьшении толщины фрикционного слоя происходило трение контактной перемычки о тормозной диск. Посадочное место рассчитывается таким образом, чтобы момент протирания контакта совпадал с критическим износом фрикционных накладок.
Главную роль в работе системы исполняет наконечник датчика, который состоит из пластикового корпуса и контактного элемента (сердечник из мягкого металла или пластина). Корпус может полностью закрывать контакт, как в случае с датчиками VW, или служить по большей мере в качестве удерживающего кронштейна (именно такое устройство используется на многих датчиках БМВ, у которых контактная пластина оголена).
Принципиальная схема включения индикации
В зависимости от конструкции автомобиля, датчик износа тормозов может быть установлен только на одном из передних колес, на передней и задней оси либо на всех колесах одновременно. Если датчик не один, реализуется последовательное подключение.
Экскурс по брендам
Лучшими датчиками износа являются оригинальные. Они хоть и дорогие, но служат дольше любого фирменного аналога. Однако стоимость деталей тормозной системы с интегрированными датчиками очень велика, так что водители часто обращаются к поиску аналогов
Стоит обратить внимание на продукцию следующих фирм:
Bosch (Германия). Фирма предлагает отличную автомобильную электронику, и датчики износа колодок здесь не исключение. От оригинальных датчиков почти не отличаются, но стоят чуть дешевле;
Stellox (Германия). Это относительно молодая компания, которая всего за несколько лет наладила экспорт в несколько десятков стран
И что важно, спрос на продукцию очень прост. Причина проста: запчасти высочайшего качества дешевле, чем близкие к ним аналоги других немецких производителей;
SBP (Турция)
Недооцененная многими автолюбителями фирма, которая за последние годы успела серьезно повысить качество своей продукции. Датчики и тормозные колодки турецкого производства на данный момент почти ни в чем не уступают немецким.
Недорогие аналоги предлагают Quattro Freni (Италия), JP Group (Дания), Meyle (Германия). Отметим лишь, что эти фирмы серьезно уступают вышеуказанным. При этом датчики стоят совсем небольших денег. Вы можете поставить себе датчик итальянского производства только ради эксперимента и затем уже делать вывод о том, нужен ли вам данный компонент вообще. А вот в каталогах датской фирмы можно найти как совсем дешевые и недолговечные детали, так и в целом неплохие за небольшие деньги – лучший вариант, если ваши финансы ограничены, а выйти на дорогу нужно поскорее.