Как узнать какое масло было залито в АКПП
Масло в автоматических коробках переключения скоростей почти всегда красного цвета. Когда она работает в автомате, выполняя свои главные функции, смазка изменяет цвет. Со светлого красного цвета, смазка становится темной, затем черной. При попадании продуктов износа в трансмиссионную жидкость, вы сможете наблюдать металлические поблескивания. Но в этом случае слишком поздно менять масло в АКПП. Лучше всего сделать полную переборку автоматической коробки.
Читать
Полная и частичная замена масла в АКПП Вольво
Узнать какое масло доливается в АКПП производителем можно в книге по эксплуатации автомата. В ней указываются цвет, тип, технические свойства, название, сколько литров следует заливать в автоматическую коробку.
Теперь я расскажу как долить смазку в АКПП. Есть два метода, которые отличны друг от друга, потому что существуют разные типы автоматов.
Нужно ли менять масло в автоматической коробке передач
Вопрос о необходимости замены масла в автоматической коробке передач вызывает прямо противоположные мнения. Существуют группа сторонников замены масла в АКПП и группа противников замены масла.
Сторонники замены масла в АКПП приводят следующие аргументы:
- Масло в автоматической коробке переключения передач выполняет сразу несколько функций: смазывает трущиеся пары, отводит тепло от нагревающихся деталей, служит рабочим телом для гидравлической системы управления и гидротрансформатора. Для того чтобы масло могло хорошо выполнять свои функции, оно должно обладать строго определенными характеристиками.
- Любое масло со временем теряет свои изначальные характеристики из-за перегрева, попадания частиц износа с фрикционов, накладок блокировок ГДТ, подшипников и редукторов, вырабатывания противозадирных и задающих вязкость присадок. Потерявшее свои свойства масло нуждается в замене.
- Автоматическая коробка переключения передач производителем которой не предусмотрена замена масла, способна прослужить 150 000 километров пробега, после чего потребуется ее капитальный ремонт, во время которого и будет залито новое масло. При замене масла через каждые 50000-80000 километров срок службы этой же АКПП возрастет до 200 000 — 250 000 километров пробега.
- Еще 15-20 лет назад все производители автомобилей с автоматическими коробками передач рекомендовали производить замену масла в АКПП через каждые 30000-60000 километров пробега. Конструкции автоматических коробок и передач и состав масел не претерпели с тех пор настолько существенных изменений, что отпала необходимость в замене масла.
- Замена масла в автоматической коробке передач может помочь с решением некоторых проблем в ее работе: посторонних шумов в ее работе (воя, гула, стука), задержек или толчков при переключении на повышенную или пониженную передачи, пробуксовки и переключения на пониженную передачу при преодолении автомобилем затяжного подъема.
- Некоторые автопроизводители указывают на необходимость замены масла после определенного пробега при эксплуатации автомобиля в тяжелых условиях. Рекомендации о необходимости замены масла в АКПП дают компании-производители автоматических коробок передач и фирмы занимающиеся их ремонтом.
Противники замены масла в АКПП приводят свои аргументы:
- Многие производители автомобилей с автоматическими коробками передач в руководствах по эксплуатации своих автомобилей указывают на то, что залитого в АКПП масла хватает на весь срок службы автомобиля и никакой необходимости в замене масла нет.
- При работе автоматической коробки передач, ее элементы подвержены неизбежному естественному износу, особенно это касается фрикционов. Продукты износа со временем оседают на стенках всей гидросистемы. При замене масла в АКПП, новое масло смывает эти частицы, которые попадают в гидроблок и засоряют соленоиды, что приводит к рывкам и задержкам при переключении передач.
- Изношенная коробка передач может вполне неплохо работать на старом масле с фрикционной крошкой, а замена масла на свежее, может привести к полному выходу автоматической коробки передач из строя.
Опытные автомеханики для определения состояния автоматической коробки передач берут пробу масла, если масло пахнет горелым, стало темным и непрозрачным или содержит в себе какие-либо частицы или стружку, то коробка передач требует как минимум замены масла, а возможно и более серьезного ремонта.
Особенности и способы полной замены масла в АКПП аппаратом
1. Важные нюансы
Многие предпочитают менять смазку в коробке на специальном аппарате. Какие особенности у этой процедуры, которую можно выполнить на любом авто?
Прежде всего, отметим, что смазочный материал в АКПП находится в поддоне и в гидросистеме. При этом масло расположено в разных плоскостях, а также в гидротрансформаторе, объем которого достаточно большой. Когда аппарат подключают к коробке, она начинает выкачивать из себя загрязненную смазку, которая сливается в специальный резервуар в аппарате. Параллельно с этим происходит закачивание нового масла в АКПП.
Важно осознавать, что в коробке-автомате при проведении такой процедуры новое масло не замещает старое: при попадании в гидросистему они смешиваются. Одновременно с этим старая трансмиссионная жидкость непрерывно сливается, а новая поступает.. Таким образом происходит следующее:
Таким образом происходит следующее:
- удаляется загрязненное масло;
- затем сливается старое, смешанное с новым;
- на последнем этапе удаляется новая смазка с остатками старой.
Вы сможете увидеть это самостоятельно, поскольку у аппарата есть прозрачное окошко либо трубки, через которые видно, какого цвета сливается жидкость.
Если знать эти особенности, станет ясно, что отсутствует четкая граница, когда будет удалено старое масло полностью. Поэтому, если объем вашей АКПП – 7-8 л, потребуется 10-12 л, чтобы выполнить полную замену масла с помощью аппарата.
Принцип действий следующий: чем больше вы зальете новой смазки, тем чище будет масло в коробке.
Точно сказать, сколько потребуется трансмиссионной жидкости, не получится. Можно ориентироваться только на усредненное значение. Однако объем масла, который заливают в коробку-автомат вашей модели авто, может отличаться в зависимости от выбранного автосервиса.
Сколько стоит полная замена масла в АКПП? Цена зависит от того, сколько смазки вы купите. Понятно, что будет лучше, если приобрести не 12, а 15 л, поскольку через систему в этом случае пройдет больше новой трансмиссионной жидкости. Это значит, что шлам и труха вымоются из каналов. Чем дольше выполняется промывка, тем чище будет залитое масло.
Таким образом, если купить 12 л для замены, это количество смазки механик зальет в аппарат. Как только масло закончится, процедура замены завершится, а значит, в коробке-автомате останется лишь 7-8 л.
Если же вы приобретете 15 л, промывка будет происходить дольше, а залитое масло в коробке будет чистым.
2. Существует несколько способов полной замены масла в АКПП на аппарате.
Стандартный алгоритм:
- удаляем загрязненную смазку;
- снимаем поддон;
- устанавливаем новый фильтр;
- прикручиваем поддон обратно;
- заливаем масло до минимального уровня, подсоединяем аппарат;
- происходит смешивание старого и нового масла, загрязненная смазка вымывается.
Максимально эффективный алгоритм действий:
- заливаем специальный промывочный состав для коробок-автоматов;
- АКПП работает на промывке;
- удаляем загрязненную смазку;
- подсоединяем аппарат;
- выполняем замену, после которой в поддоне будет полностью новая смазка, однако фильтр старый, в нем скопились все загрязнения после промывки (в вышеописанном случае через фильтр проходит старое масло во время промывки);
- удаляем масло из поддона, его можно сохранить, поскольку оно уже чистое;
- убираем поддон, устанавливаем новый фильтр, прикручиваем поддон обратно;
- добавляем оставшиеся 4 л смазки в поддон.
С помощью такого метода получится полностью промыть коробку, залить чистое масло и установить новый фильтр. Конечно, в этом случае потребуется около 15-16 л смазки, покупать которые придется каждые 60 000 километров пробега. Однако так вам удастся сохранить АКПП в идеальном состоянии.
Когда замена будет завершена, следует выставить уровень масла. Его нужно проверять, когда коробка прогрета, а смазка горячая. Непосредственно после замены трансмиссионная жидкость будет слишком низкой температуры.
3
Обратите внимание. Если вы решили сделать полную замену масла в АКПП через аппарат на СТО, механики должны выполнить 2 важных действия:
Если вы решили сделать полную замену масла в АКПП через аппарат на СТО, механики должны выполнить 2 важных действия:
- отрегулировать давление подающегося нового масла из аппарата в «автомат», оно должно равняться рабочему давлению в коробке;
- при проведении промывки автомеханик должен на работающем моторе подвигать рычаг в разные положения, это необходимо, чтобы прогнать каналы не только в режиме N, но и на D и R.
Полная замена трансмиссионной жидкости
Для такой работы понадобится компрессор или автомобильный насос. Этапы замены:
- Снимают крышку и масляный фильтр. Их очищают и промывают, устанавливают на место.
- Отсоединяют трубопровод между коробкой и масляным радиатором.
- На патрубок радиатора наращивают шланг.
- Подают свежее масло.
Работу выполняют до того момента, пока на выходе не станет вытекать чистое масло. После систему закольцовывают, а на патрубках фиксируют хомуты.
Как видно, выбрать и поменять масло в АКПП можно самостоятельно, если разобраться с допусками и требованиями к эксплуатации смазки. Для каждого автомобиля используются только рекомендуемые производителем масла. Жидкость лучше приобретать в крупных, проверенных магазинах.
Замена масла в коробке МКПП когда и почему смазку нужно менять
Начнем с того, что «механика» является надежным агрегатом. Прежде всего, относительная простота и проверенная временем конструкция позволяет эксплуатировать автомобиль с данным типом КПП на протяжении, как минимум, 150-200 тыс. километров без ремонта коробки передач.
Однако нужно понимать, что это возможно только в том случае, если агрегат своевременно обслуживается и не испытывает серьезных нагрузок. Другими словами, водитель опытный, умеет ездить на механике правильно. Также ответственный владелец постоянно следит за состоянием трансмиссионного масла, вовремя устраняет мелкие неисправности (течи сальников, прокладок и уплотнителей КПП, замена сцепления при малейших признаках износа, регулировка кулисы и т.д.).
Что касается обслуживания, применительно к механической коробке передач данная процедура предполагает замену трансмиссионного масла. Так как масло в МКПП не является рабочим телом, основной целью его замены является уменьшение износа деталей для увеличения общего срока службы агрегата.
Также параллельно замене смазочной жидкости выполняется очистка поддона МКПП от грязи и отложений, очищаются магниты, на которых скапливается металлическая стружка в результате естественного износа деталей коробки.
При этом специалисты рекомендуют выполнять замену каждые 50-60 тыс. км или один раз в 4-5 лет (в зависимости от того, что наступит раньше). Если же автомобиль эксплуатируется в тяжелых условиях (постоянная перевозка грузов, буксировка прицепа, рваный темп езды с переходом на пониженные и повышенные передачи на высоких оборотах и скоростях, езда в горной местности и т.д.), тогда интервал замены нужно сократить на треть.
Еще на необходимость замены смазки в коробке механика могут указывать и определенные признаки. Например:
- во время работы КПП появляется посторонний шум в коробке передач и/или вибрации;
- передачи могут включаться с трудом до прогрева коробки в зимний период;
- затруднено включение передач на горячую, передачи включаются с хрустом;
Прежде всего, в подобной ситуации нужно особое внимание уделить количеству смазки в КПП, то есть проверить уровень масла в механической коробке. Параллельно следует оценить качество смазочного материала. Если с уровнем все в порядке, это не значит, что агрегат не нужно обслуживать
Хотя трансмиссионное масло в механической трансмиссии не так сильно нагревается, как в АКПП или вариаторах, однако смазка все равно подвержена окислению, старению и потере целого ряда полезных свойств. В результате меняются вязкостные характеристики, присадки в составе масла срабатываются, могут выпадать в осадок
Если с уровнем все в порядке, это не значит, что агрегат не нужно обслуживать. Хотя трансмиссионное масло в механической трансмиссии не так сильно нагревается, как в АКПП или вариаторах, однако смазка все равно подвержена окислению, старению и потере целого ряда полезных свойств. В результате меняются вязкостные характеристики, присадки в составе масла срабатываются, могут выпадать в осадок.
В процессе смазывания шестеренок, валов и других деталей КПП трансмиссионная жидкость также активно накапливает в себе продукты износа (металлическую стружку). Еще регулярный нагрев и охлаждение могут приводить к скоплению конденсата в масле и т.д.
Не трудно догадаться, что если без других видимых причин качество работы КПП ухудшилось и появились указанные выше признаки, это указывает на то, что функциональные возможности масла в коробке передач существенно снизились, при этом значительно увеличился общий износ агрегата.
Еще добавим, что многое будет зависеть не только от уровня и «свежести» смазки, но и от того, насколько правильно подобрано масло в КПП. Другими словами, использование неподходящего по допускам и свойствам трансмиссионного масла может быстро вывести полностью исправный агрегат из строя.
Полная замена масла в АКПП
Как уже говорилось выше, заменить масло полностью можно вручную и при помощи специального оборудования. Начальные действия при этом во обоих случаях практически идентичны.
Рассмотрим оба варианта.
Полная замена масла в АКПП аппаратом — пошаговая инструкция
- Автомобиль устанавливается на ровной горизонтальной поверхности. Удобнее использовать подъемник.
- Сливается масло с коробки передач, для этого в поддоне откручивается сливная пробка.
- Демонтируется поддон, с него сливается оставшееся масло. Если поддон очень грязный или на его дне имеется стружка, его нужно промыть.
- Демонтируется фильтр, рекомендуется заменить его на новый.
- Поддон с новой прокладкой и фильтр ставятся на место.
- Через отверстие для щупа вливается такое же количество масла, что было слито.
- С радиатора охлаждения снимаются патрубки. Обязательно узнайте, какой шланг — на подачу, а какой — обратка, так как иногда их сложно отличить. Чтобы точно проверить это, подставьте под оба шланга емкость и заведите автомобиль. Из шланга подачи выльется заметно больше жидкости, чем из обратки (иногда из обратки не выливается совсем).
- К каждому патрубку подключается отдельный шланд аппарата для перекачки — через один шланг будет сливаться старая жидкость, а через другой — заливаться новая.
- Далее заводится мотор авто и запускается аппарат. Для его настройки и использования лучше пригласить знающего специалиста.
- Когда цвет масел на индикаторах будет идентичный, процедуру можно завершать.
Следует учесть то, что трубки должны быть обязательно прозрачными – для контроля не только за потоком, но и консистенцией масла. При достижении одинакового цвета в двух потоках нужно запустить кольцевой режим на устройстве для перекачки. Сборка всей системы проводится в обратном порядке. Для достижения желаемого результата надо залить примерно столько же свежего масла, сколько было слито уже использованного.
Завершается процесс короткой поездкой на авто. Надо помнить о том, что нельзя резко трогаться с места и так же резко тормозить. Потребуется проехать около 20 километров – при правильно выполненной заливке жидкости показатели на приборной панели будут колебаться между «холодным» и «горячим» положением.
Полная замена масла в АКПП своими руками — пошаговая инструкция
Если нет дополнительного оборудования вроде аппарата для прокачки, можно обойтись без него. Первые пять шагов, описанных выше повторяются, поэтому более подробную фото-инструкцию можете посмотреть там.
Итак, потребуется сделать следующее:
- Прогреть коробку передач путём проезда около пяти километров.
- Заехать на ремонтную яму.
- Снять пробку для слива на поддоне КПП, слить оттуда масло в подготовленную емкость.
- Снять поддон и фильтр. Слить оставшееся в них масло в ту же емкость.
- Промыть поддон, заменить фильтр на новый, заменить прокладку поддона на новую.
- Собрать всё в обратном порядке.
- Залить жидкость в отверстие щупа в таком количестве, сколько было удалено ранее.
- Далее потребуется снять патрубки, выходящие из коробки передач на охлаждение радиатора. С них при снятии также может вылиться некоторое количество масла — будьте готовы к этому. Под патрубки нужно будет поместить емкость для сбора старого масла.
- Далее следует завести двигатель автомобиля. Нужно будет переключать рычаги АКПП, останавливаясь на каждой передаче примерно по 5 секунд — в это время из патрубков будет выливаться старое масло.
- Нужно замерить объем старого масла, слитого с патрубков, и залить через отверстие для щупа ровно столько же.
Завершение процедуры аналогичное – прогрев машины в течение нескольких километров в спокойном режиме. Полная замена масла является самым безопасным методом, он же требует высокого уровня мастерства. Достаточно владения необходимыми инструментами, материалами, а также иметь средства для покупки жидкости в том количестве, которое требуется машине. Необходимо мониторить индикатор – он позволит определить недолив жидкости. Работа всухую повышает температуру, переводя показатели в соответствующую сторону.
Видео о том, как полностью заменить жидкость в АКПП:
Полезные советы
Как доливать масляную жидкость, если замер показал низкий уровень? Если автомобиль не имеет щупа, а есть только контрольное отверстие, его нужно установить над смотровой ямой или заехать на эстакаду. Доливанию предшествуют такие действия:
- селектор АКПП поставить на «Р»; мотор не глушить, пусть работает на холостых; для верности ещё затянуть ручник.
С щупом дела обстоят проще. Масляная жидкость заливается через горловину, которая служит посадочным местом для щупа. Вставляется шланг, на другом конце которого – воронка. Заливаем ATF небольшими порциями, пока щуп не покажет нормальный уровень. Двигатель работает всё это время. После этого последовательно при нажатом тормозе переключить несколько раз селектор АКПП и потом снова померять уровень жидкости.
Можно ли доливать другое масло: резюмируем
Если свести все рекомендации и сделать выводы из всех споров на этот счет, то можно вывести такой ряд советов, относительно доливки в двигатель другого масла:
- Лучше всего доливать масло той же марки, но другой вязкости, это гарантирует отсутствие отрицательных явлений или их минимальное количество. Но вязкость лучше брать по сезону, чтобы не снизить ее, к примеру, зимой до летнего уровня. Обычно производители используют один и тот же пакет присадок во всех своих маслах, потому реакции на смешивание быть не должно.
- Можно доливать в минералку полусинтетику, но не чистую синтетику. Некоторые присадки не растворяются в минеральном масле и могут выпасть в осадок. Особенно опасно разбавлять синтетику минералкой.
- Если приходится доливать другого производителя, то лучше взять продукт, близкий по классу и уровню эксплуатационных свойств. По требованиям API и ACEA масла из одного класса очень близки друг к другу по свойствам и составу и вполне могут безопасно заменить друг друга или смешиваться. Немаловажную роль в этом вопросе играют и допуски автопроизводителей. Но эту смесь все же нужно заменить как можно скорей.
- Если под рукой нашлось только масло с более низким классом и свойствами, то лучше снизить нагрузку на двигатель и не двигаться на большой скорости.
- Если было долито менее вязкое масло, может вырасти расход на угар, так что уровень придется контролировать чаще.
Почему автомат необходимо своевременно проверять
Автоматические коробки передач прочно вошли в жизнь многих водителей, которые уже не хотят пересаживаться на механику. И это понятно, ведь управлять автомобилем с АКПП гораздо удобнее и проще, особенно в условиях перенасыщенного городского дорожного трафика.
Однако следует понимать, что коробки – автоматы требуют к себе повышенного внимания, такие трансмиссии важно вовремя обслуживать и помочь в этом могут лишь профессионалы. Если говорить о самых требовательных вариантах автоматически трансмиссий, то стоит выделить вариаторы и АКПП, им требуется для заправки жидкость определённого качества, а также периодическая проверка состояния её уровня
Говоря проще, водитель, имеющий автомобиль с автоматической трансмиссией, должен быть в курсе уровня масла. Если он снижается, тогда нужно уметь совершить доливку смазывающего вещества.
Какое масло использовать
Несмотря на то, что производители автомобилей заявляют об отсутствии необходимости замены масла в АКПП, делать это нужно. Об этом говорят не только опытные водители, но и заводы, которые выпускают трансмиссии. Как правило, на щупе указывается рекомендуемый объём средства для конкретной АКПП. Но придерживаться этой рекомендации вовсе необязательно. Современный рынок представлен несколькими проверенными производителями. Все они выпускают качественную продукцию. Вот список самых распространённых в «VW Passat B5»:
- Liqui Moly;
- Castrol;
- Lukoil;
- Mobil.
Это неполный список. Но маслами этих производителей водители пользуются чаще всего
Если у вас нет желания приобретать именно эти продукты, то обращайте внимание на наличие сертификатов и ГОСТа у малоизвестных брендов. Если таковых нет, то лучше всего воздержаться от покупки таких средств
Превышение уровня масла в АКПП
Причинами превышения может быть простое несоблюдение правил при заливе масла. Такие ошибки допускают новички автолюбители. Заливку необходимо делать медленно, выжидать, пока смазывающее средство заполнит все узлы и проникнет в труднодоступные места.
Также при переливе смазки, многие не знают, как слить или оставляют в надежде, что само все «устаканится». Так делать нельзя. А при появлении признаков перелива, нужно остановить машину и сделать слив трансмиссионной жидкости.
Читать
12 недорогих машин с автоматической коробкой передач
Симптомы перелива масла в АКПП
Симптомами служит неправильная работа АКПП. Проявляется в следующих признаках:
- АКПП тупит при движении;
- теряются скорости;
- может не переключаться рычаг селектора на определенную передачу;
- на мониторе приборной доски горит «Check engine».
Самым безобидным будет выдавливание сапуна от объема и давления смазывающего средства. Коробка будет залита маслом.
При переливе масло будет вспениваться. Произойдет завоздушивание. Будет теряться давление. Поэтому возможны перебои в переключении скоростей
Если вовремя не обратить внимание на превышение объема смазывающего средства в АКПП, то это приведет к необратимым последствиям и капитальному ремонту коробки
Чем опасен перелив масла
Помимо нарушения работы автоматической коробки, при уровне масла в АКПП выше нормы, первыми выходят из строя фрикционы. Увеличивается расход горючего. Так как масло попадает на датчик расхода воздуха.
При переливе масла в АКПП, смазка может попасть на свечи зажигания. Загрязненная аппаратура выйдет из строя. Мотор просто заглохнет. Вам придется чистить не только коробку, но и разбирать мотор в худшем случае.
Читать
Устройство и принцип работы гидромеханической коробки передач
Появятся частицы, которые будут притягивать грязь и пыль. Фильтрующее устройство быстро загрязнится, увеличится нагрузка на трущиеся детали. Повысится температура.
Поэтому нужно всегда заливать рекомендуемый объем смазки. Однако, если вы не смогли залить смазывающее средство в норме, то устраните проблему. Как это дселать, вы, наверное, уже догадались.
Конечно, только сливом трансмиссионной жидкости.
Устранение проблемы
Высокий уровень трансмиссионного масла в АКПП устраняется только сливом с коробки. Какое оборудование будете вы применять зависит только от конструкции вашей коробки. Например, сливать смазывающее средство можно несколькими способами:
- через сливную пробку;
- через наружный масляный фильтр, если АКПП имеет таковой;
- отсоединить патрубки системы охлаждения и слить смазывающее средство из АКПП.
Из автоматов, имеющих щуп можно откачать трансмиссионную жидкость шприцом. Шаги процедуры:
- Возьмите десятикубовый шприц и капельницу.
- Отрежьте от капельницы 70 сантиметров;
- На шприц наденьте трубку. Вставьте один конец в отверстие для залива.
- С помощью поршня откачайте нужное количество масляной жидкости.
Затем вам нужно будет прокатиться на машине километров 10 и снова замерить уровень. Если масла еще много в АКПП, то повторите процедуру заново. Делайте до тех пор, пока жидкость не поймает нужный уровень.
Итоги
Подводя итоги, можно смело сказать, что замена масла в АКПП – обязательная процедура. Выполняется она достаточно просто своими руками. Регулярная смена смазки поможет сохранить детали трансмиссии в работоспособном состоянии, убрать шум, увеличить плавность управления.
Смена масла в АКПП Volkswagen Passat необходима – при соблюдении этого правила автоматическая трансмиссия будет служить долго. Сроки замены масла в АКПП Фольксваген Пассат B5 прописаны в мануале автомобиля и обычно составляют каждые 60 тысяч километров.
Поэтому всегда смотрите в инструкцию вашего авто! Создатели вашей трансмиссии знают лучше как с ней обращаться. Если трансмиссия работает в тяжелых условиях, то обновлять масло нужно намного чаще (примерно в два раза). Существует ряд условий эксплуатации, которые принято считать тяжелыми: буксир прицепов и машин, перевозка грузов с большим весом, общий перегруз авто, пробуксовка колес, городская эксплуатация в пробках, резкие «старты» на светофоре, проезд по песку и щебню, эксплуатация в условиях высоких температур (что ведет к перегреву агрегата и быстрому износу масла), а также холодная температура в зимнее время.