Ознакомление с местом водителя
Как известно, водительское место оснащено тремя педалями:
- левая — сцепление. Нажатие на нее дает возможность переключать скорости.
- лентральная — тормоз. Служит для торможения и остановки машины.
- лравая — газ. Необходима для разгона.
Со сцеплением работает левая нога, остальные две педали управляются правой.
Справа от сиденья расположен рычаг переключения передач. На его ручке, зачастую, обозначены цифры, соответствующие скоростям: арабские или аналогичные римские. Задний ход, как правило, обозначается буквой R.
Расположение переключаемых передач неодинаково на автомобилях разных марок. Перед началом движения следует ознакомиться со схемой переключения передач.
На панели приборов автомобиля находится тахометр. Начинающим водителям он поможет определить момент переключения передачи.
Как правильно остановиться
Существует два способа остановки автомобиля на механике.
• Для замедления машины необходимо переключаться на более низкие передачи вплоть до второй, после чего нажимать на педаль тормоза.
• Нажать педаль сцепления и перевести рычаг КПП в нейтральное положение, после чего убрать левую ногу с педали сцепления и применять педаль тормоза по мере необходимости.
Хотя первый способ действительно можно использовать, это приведет к гораздо большему износу трансмиссии и сцепления. Гораздо легче использовать второй вариант. Переключение в нейтральное положение и работа с тормозами. Если вы не можете включить «нейтралку», не забывайте о том, что необходимо нажимать не только тормоз, но и сцепление, чтобы остановить автомобиль.
Как работает АКПП в автомобиле – принципы работы
В современных АКПП все механические манипуляции по переключению передач за Вас делает гидравлика, т.е. — жидкость для автоматических трансмиссий. Всю «умственную» работу (когда и куда переключаться) выполняет блок управления и контроля.
Чтобы понять, как это происходит, важно знать, что АКПП состоит из трёх основных частей:
- Гидротрансформатора.
- Планетарного редуктора.
- Системы гидравлического управления.
Гидротрансформатор (ГДТ), по своему предназначению, аналогичен механизму сцепления на МКПП – с помощью него крутящий момент с двигателя передается к остальной части трансмиссии. Однако, конструктивно – это абсолютно разные узлы. В отличие от механического сцепления, ГДТ передает (и увеличивает) крутящий момент за счет жидкости.
10 причин неисправности трансмиссии на иномарках
Планетарный редуктор (ПР) получает крутящий момент от ГДТ и передает его на ведущие колеса, при этом, уменьшая или увеличивая, в зависимости от условий движения автомобиля.
Система гидравлического управления (СГУ) с помощью соленоидов открывает или закрывает клапаны переключения передач. За счет этого, трансмиссионная жидкость воздействует на определенные тормоза и муфты в ПР. Происходит блокировка либо разблокировка тех или иных шестерен. Таким образом, происходит переключение на нужную передачу.
В более ранних моделях АКПП за «решение» о переключении передач отвечала так же гидравлическая система, т.е. — трансмиссия была полностью гидравлической. В современных же агрегатах напряжение на соленоиды подает блок управления и контроля, который получает данные о скорости движения автомобиля, количестве оборотов двигателя, температуре АКПП и других показателях.
На основе этих данных «принимается решение» о переключении на ту или иную передачу. Такие АКПП принято называть электронными.
Конструкция реверс-редуктора МТЗ-80 и МТЗ-82
Между корпусом сцепления и КПП располагается реверс-редуктор. Этот узел отвечает за быстрое изменение направления движения с переднего на задний.
Реверс-редуктор состоит из двух узлов: блока валов и шестеренок, а также узла управления редуктором. Чертёж реверс-редуктора можно увидеть на рисунке ниже:
Цифрами на рисунке обозначены:
- крышка реверс-редуктора;
- синхронизатор;
- рычажок;
- валик с вилкой;
- шарик фиксатора;
- стакан;
- втулка;
- первичный вал КП;
- ведомая шестерня;
- коробка передач;
- гнездо переднее;
- корпус сцепления;
- промежуточная шестерня;
- ось сателлита;
- штифт;
- сателлит;
- шарикоподшипник;
- силовой вал;
- ведущая шестерня;
- крышка;
- механизм параллелограмма;
- рычаг управления реверс-редуктором.
Как правильно пользоваться переключателем
Чтобы избежать повышенного износа кассеты на заднем колесе, системы звезд на переднем, поломки цепи и не повредить систему переключения передач своего байка в целом, вам необходимо знать несколько основных правил переключения скоростей. Итак:
1. При переключении скоростей на велосипеде следует не допускать максимального перекоса цепи, например, недопустима такая позиция как впереди 1 — сзади 8, и наоборот.
На примере 24 (3*8) скоростной трансмиссии покажем, как стоит сочетать передачи:
Впереди | Сзади |
1 (малая) | 1-4 |
2 (средняя) | 3-7 |
3 (большая) | 6-8 |
Самая легкая передача, когда звезды находятся в позиции 1-1. В процессе езды следует стремится к большему числу, наращивайте мощность и скорость, однако прибегайте к максимальному усилению движения не часто, так как это дополнительная нагрузка как на механизм трансмиссии, так и на суставы ног.
Основной ориентир такой – крутить педали вам должно быть не сложно, но и не очень легко, усилие должно быть комфортным.
2 Когда решите переключать передачи, особенно это важно для передних звезд, вам обязательно нужно немного снизить усилия и не давить сильно на педали. Почему? Дело в том, что передняя группа звезд работает с верхней частью цепи, которая в момент движения испытывает максимальное натяжение, поэтому и может порваться если вы будете изменять положение скоростей, не прекращая крутить педали с усилием. 3
Переключаться следует только когда вы находитесь в движении!
3. Переключаться следует только когда вы находитесь в движении!
4. Нужно переключить сразу несколько скоростей? Делайте это поэтапно, не перескакивайте.
Также при переключении вам нужно максимально сильно выжать рычаг манетки, которая отвечает за переднюю группу звезд.
Как узнать сделали ли вы все правильно? Отличный способ узнать, верно ли вы научились переключать передачи — это прислушаться, в случае если цепь легла правильно, то никаких посторонних звуков в виде лязга или треска вы не услышите – конечно, при условии, что у вас в надлежащем состоянии цепь, она смазана, не старая и так далее. Единственное, что может уловить велосипедист — так это небольшой щелчок.
Как поймать и почувствовать момент, когда требуется переключение скоростей на велосипеде? Важное условие для этого — научиться ориентироваться на собственные ощущения, если не хватает сил и вы начали крутить педали вхолостую, значит, пора переключать на следующую скорость. Итак, когда ответ на вопрос о том, как переключать скорости на велосипеде, стал понятным, требуется получить в этом как можно больше собственного опыта, чтобы начать чувствовать момент, когда и как вам нужно сменить передачу. Для этого поездите в разных условиях, к примеру, на шоссе, поднимитесь и спуститесь с горы, ощутите, как меняются обороты каждого колеса при изменении скоростей на велосипеде
Исключительно таким способом вы наездите свой опыт работы с трансмиссией байка, научитесь крутить педали с оптимальным каденсом для вас
Для этого поездите в разных условиях, к примеру, на шоссе, поднимитесь и спуститесь с горы, ощутите, как меняются обороты каждого колеса при изменении скоростей на велосипеде. Исключительно таким способом вы наездите свой опыт работы с трансмиссией байка, научитесь крутить педали с оптимальным каденсом для вас
Итак, когда ответ на вопрос о том, как переключать скорости на велосипеде, стал понятным, требуется получить в этом как можно больше собственного опыта, чтобы начать чувствовать момент, когда и как вам нужно сменить передачу. Для этого поездите в разных условиях, к примеру, на шоссе, поднимитесь и спуститесь с горы, ощутите, как меняются обороты каждого колеса при изменении скоростей на велосипеде. Исключительно таким способом вы наездите свой опыт работы с трансмиссией байка, научитесь крутить педали с оптимальным каденсом для вас.
Что собой представляет механическая коробка передач
передачаРусскийправитьУкраинскийправить
МКПП служит для распределения механической энергии мотора по ведущим мостам транспортного средства. Легковые автомобили используют ручную коробку передач с различным количеством ступеней. Самыми ходовыми являются 5-и ступенчатые трансмиссии и ревес.
В механической коробке для переключения передач обязательно используется сцепление. Оно является связующим звеном между мотором и трансмиссией. Коленчатый вал двигателя постоянно вращается. Первичный вал коробки находится в зацеплении с коленчатым валом.
Это вас точно заинтересует Как правильно ехать ночью?
Для того чтобы подключить нужные шестерни скорости передач необходимо приостановить на доли секунды вращение коленчатого вала. С этим успешно справляется сцепление. Именно поэтому переключить передачу невозможно без выжатого сцепления.
Как правильно переключать передачи на механике?
Опытный водитель переключает передачи на механике автоматически, не контролируя хода руки. Все движения носят рефлекторный характер и их чёткость обусловлена водительским стажем.
Можно выделить следующий порядок переключения передач на МКПП при начале движения:
1.Выжать сцепление и установить рычаг коробки передач в нейтральное положение;
2.Завести двигатель, удерживая педаль тормоза;
3.Отпустить педаль тормоза и выжать педаль сцепления;
4.Не отпуская педали сцепления включить первую передачу;
5.Плавно отпустить сцепление и тронуться с места;
6.При необходимости добавить скорости педалью газа;
После начала движения переключать передачи слишком часто не нужно. Как правило, в городском плотном потоке автомобилей используется третья передача. При ускорении транспортного средства переключать передачи нужно строго по порядку с возрастанием.
Если необходимо применить экстренное торможение следует одновременно выжать педаль тормоза и сцепления. Рычаг переключения передач в нейтральное положение можно перевести и позже.
Можно выделить следующие диапазоны переключения передач в механике:
-первая передача (0-20 километров в час);
Это вас точно заинтересует Замена масла в автоматической коробке передач
-вторая передача (20-40 километров в час);
-третья передача (40-60 километров в час);
-четвёртая передача (60-90 километров в час);
-пятая передача (90-110 километров в час);
-шестая передача (свыше 110 километров в час).
Как показывает практика опытные водители определяют необходимый момент переключения передачи по звуку мотора. Натужный рёв силового агрегата свидетельствует, что наступило время переключить передачу.
Не нужно забывать, что своевременное переключение передач предотвращает преждевременный износ мотора, снижает расход топлива и уменьшает выброс вредных веществ в окружающую среду. Необходимо помнить, что выжимается сцепление плавно и передачи переключаются быстро.
Переключение передач МКПП при обгонах
Минимальный расход топлива и оптимальные обороты двигателя достигаются при движении автомобиля на высокой передаче по загородной трассе. Многие водители и особенно новички совершают ряд типичных ошибок при обгоне других участников движения.
Большая часть новичков при обгоне транспортного средства включает высокую передачу и тем самым теряя в динамике и скорости. Специалисты, наоборот рекомендуют при начале обгона понизить на одну ступень скорость передачи.
Это прибавит двигателю резвости и скорость транспортного средства моментально увеличиться. Таким образом, опасный манёвр будет успешно завершён. Не нужно испытывать судьбу и выполнять переключение передач во время обгона.
Это вас точно заинтересует Как правильно купить автомобиль?
Как правильно тормозить двигателем?
Существуют ситуации когда возникает необходимость использования двигателя и коробки передач для эффективного торможения. Снижение скорости транспортного средства за счёт использования возможностей двигателя используется при крутых спусках, отказе тормозной системы, неисправности тормозной системы и скользком дорожном покрытии.
Действия при торможении двигателем следующие:
1.Отпустить педаль газа;
2.Выжать сцепление и включить низшую передачу;
3.Плавно снять ногу с педали сцепления.
При торможении двигателем необходимо соблюдать меры предосторожности, так как неправильные действия могут привести к поломке механической коробки передач
Заключение
В принципе правильно переключать передачи на механике не так сложно как это можно себе представить на первый взгляд. Самое главное запостись терпением, а опыт и навыки придут с течением времени.
Спасибо за внимание, удачи вам на дорогах. Читайте, комментируйте и задавайте вопросы
Как переключать передачи на механической КПП?
За счет широкого распространения АКПП, все больше автомобилистов — новичков отдают предпочтение обучению именно на подобных машинах.
При этом профессиональный автомобилист обязан обладать способностью управлять машиной с любой КПП, по этой причине обучаться вождению лучше всего на авто с «механикой».
В частности, «механика» обладает определенными плюсами, к примеру, она предоставляет больший контроль над авто, расходует меньше топлива, а за счет несложной конструкции, она дешевая, как при приобретении, так и в ремонте.
Единственным недостатком «механики» можно считать сложность переключения передач для новичков, которая проходит с приобретением опыта.
До того, как приступить к практике, нужно обладать определенными знаниями о МКПП. Большая часть механических трансмиссий имеет 4 либо 5 передач, одну заднюю и нейтральную скорость, при переходе на которую передача крутящего момента на колеса прекращается.
Из нейтральной скорости есть возможность перейти на любую передачу, в частности, заднюю. В обязательном порядке надо выучить месторасположение скоростей, чтобы во время движения не отвлекаться на рычаг КПП.
1-ой передачей в основном пользуются, чтобы тронуться с места или припарковать машину. С задней передачей необходимо быть внимательным, поскольку у нее больший скоростной диапазон, чем у первой, а продолжительное пользование может стать причиной повреждения КПП.
Как тронуться с места. Так, для начала движения, нужно нажать на сцепление и переключиться на 1-ю передачу, после медленно отпуская педаль сцепления, так же постепенного нажать на газ. В определенный миг, вы почувствуете, как авто начало движение, сцепление в это время чуть подержите на месте, затем постепенно отпустите.
Ускорив машину до 20 — 25 км/ч надо перейти на 2-ю скорость. Для этого надо отпустить газ, нажать на сцепление, включить 2-ю и убрать ногу со сцепления.
Переходить на другие скорости надо точно таким же образом. Но не надо перескакивать передачи, поскольку в случае недостаточной скорости, мотор может не выдержать — заглохнуть либо просто начать замедляться.
Переходить на следующие передачи рекомендуется через каждые 25 км/ч, однако нужно принимать во внимание, что диапазоны перехода у различных машин могут быть неодинаковыми — данный фактор зависит от производительности мотора и передаточных чисел коробки передач. После приобретения определенного опыта, вы даже сможете переключать передачи, ориентируясь по звуку мотора
Для перехода на пониженную передачу надо отпустить газ и нажать на тормоз, и ждать пока авто не снизит скорость до необходимого показателя, после этого нажимаем на сцепление и переходим на необходимую передачу, убираем ногу со сцепления и нажимаем на газ.
Также, запомните, когда понижаете передачу, обязательно снижайте скорость авто, поскольку если на большой скорости переключиться на пониженную передачу, машина резко затормозит и, возможно, уйдет в занос. К тому же переключая скорости, надо полностью нажимать на сцепление, иначе коробка издаст характерный скрежет, а с течением времени и вовсе может испортиться.
Итог. Зная принцип переключения передач на «механике», можно начать практиковаться. Надо осознавать, что сначала у вас, возможно, многое не будет получаться, к примеру, медленно отпускать сцепление и в необходимый момент переходить на нужную передачу. Самым трудным вначале будет плавный старт, по этой причине следует много тренироваться на какой-нибудь свободной площадке.
Именно те ощущения. Опыт эксплуатации шин Bridgestone Turanza T005.
Смотреть все фото новости >>
Переключение передач
Каждую передачу переключать следует не как вздумается водителю, а в определенных условиях. Даже если автомобили отличаются мощностью двигателя, общие принципы переключения ступеней всегда одинаковые.
Инструкция по переключению передач пошагово для новичков:
- Обороты двигателя должны находиться при спокойном движении в области 2,5-3 тысячи оборотов, и 3,5-4,5 если ездить с ускорением;
- Передача заднего хода применяется с целью выполнения маневра, который недоступен при движении вперед, объезде сложных препятствий и прочих возможных ситуаций;
- Передача нейтральная нужна для прогрева двигателя и его выхода на обороты холостого хода. Рукоять механики при этом свободно покачивается в стороны. Автомобиль не поедет, потому что связь между мотором и колесами отсутствует;
- Передача первая, используется, чтобы ездить вперед с места. Максимальная скорость на ней может доходить до 50-70 км/ч, однако, рекомендуется переключиться на вторую уже на 15-25 км/ч;
- Передача вторая, работает в диапазоне 20-50 км/ч, переключаться на третью лучше при скорости машины 40-50 км/ч. Это рабочая ступень для езды в городе, где потолок скорости ограничен. Подходит, чтобы ездить в условиях бездорожья и крутого спуска;
- Передача третья имеет пределы скорости в 40-70 км/ч, переходить на четвертую ступень можно на скорости 60-80 км/ч;
- Передача четвертая, годится для езды по трассе за городом, потому что имеет скоростной диапазон 60-90 км/ч. Переходить на пятую можно при 80-90 км/ч;
- Передача пятая, используется, чтобы ездить по шоссе с хорошим покрытием, автобанам или магистралям, где норма скорости выше 90 км/ч. Экономичный режим работы двигателя достигается при движении в диапазоне скоростей 90-110 км/ч;
Как переключать на повышение:
- Выводите двигатель на необходимые обороты;
- Разгоняете машину до нужной для переключения ступени скорости;
- Выжимаете сцепление и переводите рукоятку механики на следующую по порядку передачу;
- Плавно отпускаете сцепление, не настолько нежно как при движении с места, тем не менее мягко. Резко бросать тоже нельзя;
- Прижимаете акселератор, для восстановления оборотов, которые снизились при переключении;
Как переключить на понижение:
- При вождении машины с механической КПП, переключаться на понижение нужно при торможении мотором, плохой погоде, снижении оборотов. Для этого:
- Убирают ногу с педали газа;
- Притормаживают, если скорость для перехода на более низкую ступень еще высоковата;
- Выжимают сцепление;
- Переключают рукоятку коробки на одну скорость вниз;
- Плавно отпускают сцепление;
- Далее действуют по сложившейся ситуации;
Теория вождения автомобиля с механической коробкой передач
Освоить технику вождения автомобиля с «механикой» возможно при понимании принципов работы данного механизма, назначении рычага и педалей, и правил управления ими:
- Педаль сцепления. Служит для разъединения крутящего момента, передающегося от двигателя к трансмиссии при переключении передачи и экстренном торможении. На механической КПП она выжимается исключительно до упора.
- Нейтральная скорость. Данное положение коробки передач не позволяет передаваться крутящему моменту от двигателя к колесам. С нее водитель может включить любую передачу, включая заднюю.
- Первая скорость. Предназначена для начала движения.
- Передача заднего хода. Позволяет разгоняться быстрее, чем на первой скорости, но не предназначена для длительного использования, не являясь средством основного передвижения.
- Педаль газа. Регулируя частоту оборотов коленчатого вала, позволяет водителю при любых режимах езды использовать максимальный крутящий момент двигателя.
Теоретическая часть знаний по управлению автомобилем с МКПП включает в себя знания последовательности действий для начала движения авто и правильного переключения скоростей при движении и торможении.
УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЕМ С МКПП ПРИ СТАРТЕ
На начальных порах обучения в автошколах многие обучающиеся с энтузиазмом садятся за руль, включают зажигание, снимают машину с ручника, включают первую передачу и… Мотор глохнет, и автомобиль встаёт колом. Чем обусловлена такая ошибка? Да, действительно, алгоритм действий при намерении тронуться на машине с места таков: в автомобиле с уже включенным зажиганием ручкой МКПП необходимо переключиться с нейтрального положения на первую передачу, предварительно полностью нажав педаль сцепления – таким образом активируется подача топлива, и авто имеет возможность сдвинуться с места. Затем сцепление опускается, и педалью газа автомобилю придаётся ускорение.
Управление «механикой»
Но проблема в том, что именно для старта двигателю необходимо преодолеть наибольшее количество усилий, и если сцепление отпустить слишком быстро, коробка не может переработать крутящий момент, а мотор, соответственно, не может дальше функционировать, отчего и происходит его остановка. Чтобы правильно тронуться с места на авто с механической коробкой передач, нужно соблюдать точный баланс между педалями сцепления и газа. Нажав на сцепление с включенной первой передачей, необходимо следом медленно и плавно нажать на газ. По ходу движения машины нужно понемногу давать ей ускорение, одновременно сильнее нажимая педаль акселератора, и не спеша, аккуратно снимать ногу со сцепления вплоть до полного отпускания.Когда автомобиль трогается с места, рекомендовано пользоваться для максимальной эффективности исключительно первой передачей. Именно с её помощью на колёса даётся максимальный крутящий момент, которого будет достаточно, чтобы сдвинуть с места огромную массу автомобиля, и возможность прекращения работы двигателя при корректной работе с педалями сводится к минимуму. Включается передача с помощью плавного движения селектором, как уже упоминалось, при полностью выжатом сцеплении. Начинать отпускать сцепление нужно только тогда, когда ручка МКПП плотно встала на место передачи, которая используется в текущем режиме. Если при попытке тронуться с места селектор начинает трясти настолько, что вибрации отдают в руку водителю, а от самой коробки исходит неприятный скрежет – передача не была включена полностью, и стоит немедленно остановить автомобиль, полностью выжав тормоз, затем нажав на сцепление и переведя ручку коробки передач в нейтральное положение. После остановки попытку можно повторить вновь.
МКПП ПРИ СТАРТЕ
Переключение передач вверх. Итоги
Перечислю ключевые моменты переключения передач вверх.
Выбирайте момент переключения по тахометру. Разгоняйтесь до 3000-3500 об/мин на каждой передаче при штатном, спокойном разгоне. Разгоняйтесь до красной зоны (6000-7000 об/мин) на каждой передаче в случае необходимости экстренного ускорения. Подробности – в статье «Крутящий момент двигателя».
Выключайте передачу одновременно (можно позже, но не раньше!) с отпусканием педали газа.
Действуйте рычагом и педалями с минимальной задержкой, идеально – синхронно.
Задерживайте рычаг коробки передач в нейтральном положении.
Отпускайте педаль сцепления одномоментно и быстро, но плавно, сопровождая ее обратный ход ногой.
Оптимальное время переключения передачи равно времени падения стрелки тахометра от одной передачи до другой.
Нажимайте на педаль газа плавно и постепенно. Время нажатия ее до пола – не менее 1 секунды.
Работайте педалями газа и сцепления синхронно: нажали сцепление – отпустили газ, и наоборот.
С теоретической частью повышения передач вроде бы все. В следующей статье я напишу, как понижать передачи. На словах кажется все просто, но на практике… Лично я не один год ломал себе голову и сложившиеся стереотипы, чтобы научиться переключать передачи. Поэтому если вам понадобится практика – вы можете пройти курсы «Магия переключения передач» и «Вождение по гоночной трассе», где мы изучаем не только способы переключения, но и применение переключения передач в разных жизненных ситуациях: от отказа тормозов до гоночного переключения передач. Начинающим водителям больше подойдет курс «Безопасное вождение в городе», где они научатся основам переключения передач, а продвинутым могу еще также посоветовать пройти курс самосовершенстсования в управлении автомобилем: «курс МВА для водителя: Мастерство Вождения Автомобиля».
В следующей статье — о том, как понижать передачи.