Классификация моторных масел по SAE
На каждой канистре масла есть маркировка его вязкости по SAE. Например:
- 10w40;
- 15w40;
- 5w30 и т.д.
Что означают эти цифры, и как понять, какое масло лучше заливать в двигатель на зиму? Давайте разбираться.
Всего существует 3 типа смазочной жидкости:
- Летние.
- Зимние.
- Всесезонные.
Стоит сразу сказать, что всесезонные жидкости, практически вытеснили летнее и зимнее масло. Все-таки неудобно зависеть от погоды и менять смазку, когда наступает зима или лето. Тем более, всесезонные жидкости обеспечивают стабильную работу в широком температурном диапазоне.
Справедливости ради, стоит отметить, что существует:
- 5 летних марок – 20, 30, 40, 50, 60;
- 6 зимних – 0w, 5w, 10w, 15w, 20w, 25w.
Всесезонные жидкости маркируются так: 10w40, 5w30 и т.д.Цифра перед буквой w (winter) обозначает нижнюю температурную границу, при которой обеспечивается смазка двигателя при холодном запуске. Цифра после – относится к работе при плюсовых температурах.
Кстати, не стоит полагать, что эти цифры равны крайним температурам работы масла. Все немного сложнее. И скоро мы с этим разберемся.
Расшифровка маркировок полусинтетического и синтетического моторного масла
Все современные производители моторных масел в обязательном порядке указывают на канистрах со своим товаром следующую информацию: тип масла, степень вязкости, качество по классификации API или ГОСТ.
Вязкость – это самое основное качество, влияющее на эксплуатацию смазки. Все моторные масла по принятой международной классификации делятся на: всесезонные, зимние и летние.
В обозначении всесезонных масел есть два числа: первое – это показатель нормальной вязкости при минусовых температурах, а второе – при плюсовых. Летнее масло обозначают буквы SAE, а зимнее – буква W.
Маркировки зимних масел:
- 0W – сохраняет все свои свойства до -35 градусов;
- 5W – сохраняет все свои свойства до -30 градусов;
- 10W – сохраняет все свои свойства до -25 градусов;
- 15W – сохраняет все свои свойства до -20 градусов;
- 20W – сохраняет все свои свойства до –15 градусов.
Маркировки летних масел:
- SAE 30 – сохраняет все свои свойства до +25 градусов;
- SAE 40 – сохраняет все свои свойства до +40 градусов;
- SAE 50 – сохраняет все свои свойства до +45 градусов;
- SAE 60 – сохраняет все свои свойства до +50 и более градусов
API (аббревиатура Американского института нефти), согласно общепринятой классификации, делит масла на следующие виды:
- S (Service) – масло подходит для бензиновых моторов легковых автомобилей, средств малой грузоподъёмности, микроавтобусов;
- C (Commercial) – к данной категории относится тяжёлая грузовая техника с дизельными двигателями.
Для легковых автомобилей с дизельными силовыми установками подходят универсальные масла, обозначенные S/C.
Буква по соседству обозначает характеристики и возможности масла. Чем ближе она к концу алфавита – тем лучшие свойства продемонстрирует данное масло.
Маркировки SC, SD, SE, SF, SG, SH использовались в обозначении масел, предназначенных для двигателей 1990-х / начала 2000-х годов.
SJ и SL – для двигателей, выпущенных с 2004 года;
SM – масло с повышенной стойкостью к окислению, повышенную защиту от износа, отложений, эксплуатируемое при максимальном диапазоне температур;
EC – аббревиатура для энергосберегающих масел для бензиновых двигателей (Energy Conserving).
Если после буквы стоит цифра, она указывает на разновидность дизеля: 2- двухтактный или 4 – четырёхтактный.
Классификация ACEA
По классификации европейской ассоциации, моторные масла разделяются на три группы:
- A/B – предназначенные для дизельных и бензиновых двигателей легковых автомашин и автомобилей малой грузоподъёмности;
- С – можно совмещать с нейтрализаторами отработавших газов;
- Е – для дизелей тяжёлой грузовой техники.
Классификация ГОСТ
По российскому ГОСТу, индекс 1 обозначает масло для бензиновых двигателей, 2 – для дизелей. Следующая цифра присваивает класс вязкости.
Дробные коды, к примеру 63/14, – означают, что масло всесезонное;
маркировки 10, 12, 14, 20, 16, 24 – обозначают летние масла;
33, 6, 63, 43, 53 – зимние масла.
Масло с маркировкой 8 тоже является всесезонным. Буква «З» указывает на то, что в данном масле содержится загущающая присадка.
Кроме того, по ГОСТу буквенным индексом обозначается группа двигателей, для которой рекомендуется использование данного моторного масла:
- А – для дизельных и бензиновых нефорсированных двигателей;
- Б – для малофорсированных моторов;
- В – для среднефорсированных;
- Г – для высокофорсированных;
- Д – для высокофорсированных моторов, используемых в неблагоприятных или экстремальных условиях.
К примеру, маркировка М-6з/10В означает, что данное масло рекомендуется для среднефорсированных двигателей, оно всесезонное, с загущающей присадкой.
Виды моторных масел для автомобиля
3 основных типа моторного масла
Синтетическое /Fully SyntheticСинтетическое масло — это синтез базовых масел на основе синтетики, а также присадок, придающих ему полезные свойства (повышенную износостойкость, чистоту, защиту от коррозии). Такие масла подходят для эксплуатации в самых современных двигателях и в экстремальных режимах эксплуатации (низкие и высокие температуры, высокое давление и т. д.). Особенностью синтетического масла является то, что оно сохраняет свои свойства продолжительное время.Специалисты не рекомендуют использовать его для двигателей с большим пробегом, в остальных случаях эксплуатационный срок жидкости довольно продолжительный. Качество состава напрямую зависит от использованных присадок. В то же время, цена на такое масло достаточно высокая.
Минеральное / MineralМинеральное моторное масло имеет минеральную основу, поскольку является продуктом нефтяного происхождения и производится путем перегонки мазута. Оно отличается нестабильностью своих характеристик и высокой степенью испаряемости. Минеральные масла также могут изготавливаться из технических сельскохозяйственных культур. Поскольку технология производства «минералки» относительно не сложная — цена таких масел значительно ниже, нежели синтетических масел.Чаще всего используется для моторов с пробегом более 100 тыс. км. Эксплуатационные характеристики масел минерального происхождения не позволяют выдерживать слишком высокие температуры, также они требуют более частой замены.
Полусинтетическое / Semi-SyntheticПолусинтетическое масло получают при смешивании двух различных основ в следующих пропорциях: 30-50% синтетики и 50-70% минерального масла. Полусинтетика обладает большей стабильностью, чем минеральное масло, но уступает синтетическому. Но если автомобиль имеет значительный пробег, то можно использовать полусинтетику, так как синтетика дает высокую угарность. Полусинтетику можно использовать и тогда, когда автомобиль не эксплуатируется при низких температурах (ниже двадцати градусах Цельсия), в том случае, если остальные характеристики масла подходят к данному автомобилю. Менять полусинтетическое масло придется несколько чаще, чем синтетическое.
Основным элементом для производителей масел выступает нефть, которую дополняют различными добавками, такими как минералы, полимеры, олигомеры или синтетика.
Дополнительно в состав входят различные присадки:-вязкостные. позволяют сохранить необходимую консистенцию при любых погодных условиях, улучшают свойства масла как смазки;-антиокислительные. благодаря уменьшению действий окислов, что возникают в процессе горения, присадки увеличивают срок службы мотора;-антикоррозийные. препятствуют возникновению ржавчины;-моющие. отвечают за поддержку чистоты, не дают частицам грязи попадать на фильтр и элементы двигателя.
Рейтинг зимних смазок
При огромном ассортименте на рынке смазочных материалов довольно сложно сориентироваться в выборе нужного масла. Принять правильное решение помогут рекомендации автопроизводителя, указанные в руководстве к вашему автомобилю. Рейтинги, составленные на основании длительного тестирования, определяют лучшее зимнее моторное масло по результатам испытаний, но при покупке продукта обязательно нужно учитывать характеристики двигателя.
Синтетические составы
Выбирая, какое масло лить на зиму в двигатель современного автомобиля, важно обратить внимание на его индекс вязкости и основу. Наиболее подходящими для эксплуатации в морозы являются полностью синтетические составы, которые выдерживают низкие температуры, обладают хорошей текучестью, обволакивая элементы конструкции, снижают между ними трение. Большое количество добавляемых присадок придаёт составам дополнительные свойства, позволяющие увеличить ресурс двигателя, обеспечить чистоту деталям, снизить расходы топлива и выполняет прочие полезные функции
Большое количество добавляемых присадок придаёт составам дополнительные свойства, позволяющие увеличить ресурс двигателя, обеспечить чистоту деталям, снизить расходы топлива и выполняет прочие полезные функции.
Универсальный вариант
По результатам тестирования лучшие характеристики зимнего масла показал продукт марки Шелл. Синтетическая смесь Shell Helix Ultra 5w40 по праву признана первой среди смазочных материалов для холодного времени года. Состав не меняет вязкости даже при температуре -40° С, что обеспечивает отличный запуск двигателя в морозы, при этом нагрузка на пусковые механизмы минимальна. Моторное масло подходит разным типам агрегатов, в том числе оснащённым современными системами снижения вредных выбросов и работает на любом топливе. О высоком качестве продукта свидетельствуют сертификаты известнейших концернов Bentley, Ferrari и Lamborgini.
Максимальный ресурс
Моторное масло Castrol Edge с показателями вязкости 5w40 зарекомендовало себя как состав, обладающий прекрасными противоизносными характеристиками, увеличивающий ресурс двигателя и способный работать при разных режимах нагрузки. Смесь обволакивает трущиеся детали вязкой защитной плёнкой, при этом в остальных областях системы смазка остаётся жидкой. По результатам исследований применения Кастрол специалисты отметили увеличение ресурса двигателей Volkswagen на 10%. Хорошее зимнее масло с полностью синтетической основой является оптимальным вариантом для разных типов моторов легковых автомобилей и лёгкой коммерческой техники, имеет множество допусков от мировых автопроизводителей, в том числе и отечественного ВАЗа. Продукт не подходит только турбированным моторам, работающим на высоких оборотах.
Для наших дорог
В случае, когда автомобиль эксплуатируется в тяжёлых условиях, стоит обратить внимание на моторную смесь ZIC XQ LS. Среди других зимних масел Зик отличается способностью работать даже на высокосернистом топливе, уменьшая уровень вредных отложений
Продукт не меняет вязкости даже в сильные морозы, подходит разным типам двигателей.
Полусинтетика
Масла данной группы имеют в составе как минеральные, так и синтетические компоненты. Если стоит вопрос о том, какое масло заливать перед зимой в двигатель старенького авто, изношенный агрегат с большим пробегом или низкофорсированный дизель, оптимальным решением будет выбор полусинтетического продукта. На рынке смазочных материалов продукции от известных и проверенных брендов в избытке, поэтому, заглянув в руководство к вашему авто, вы найдёте рекомендованного производителя и характеристики, на которые следует опираться при покупке состава. Неплохими характеристиками обладают полусинтетические смеси Mobil Ultra 10w40. Масло подходит иномаркам с инжекторными моторами, а также успешно используется на автомобилях ВАЗ и ГАЗ.
Ещё один вариант всесезонной полусинтетики – отечественный продукт Лукойл Люкс 10w40. Отличается превосходными характеристиками, позволяющими эксплуатировать машину зимой, и может использоваться для разных типов двигателей.
Дизель и бензиновый силовой агрегат
«Как же – как же, — скажет скептик, — у меня дизельная машина, у меня все по-другому». И никто не станет с ним спорить. Масло для дизельных и бензиновых моторов, действительно, качественно отличается. Связано это с разными принципами работы силовых агрегатов и типа топлива.
Солярка, даже если она качественная, в силу своего химического состава дает больше нагара и сажи, с которыми, кроме основных функций и борется моторное масло. Поэтому масла для дизелей содержат большее количество моющих добавок. Кроме того дизельные масла обладают более высоким щелочным числом, что позволяет снижать вредное воздействие кислотной среды свойственной процессам сгорания соляры.
Американские и Европейские автопроизводители разработали два дополнительных стандарта делящих масла на бензиновые и дизельные: API и ACEA соответственно.
В первом случае литера S – указывает на масло для бензинового двигателя, С – дизельного. Во втором: А – бензин, В – дизель.
Так же указанные стандарты делят масла по типам двигателей в зависимости от сроков выпуска и предназначения (двухтактные, четырехтактные, легковые, грузовые и так далее). О данной классификации говорит вторая буква маркировки.
Для наглядности ниже приведены таблицы:
для бензиновых двигателей
для дизельных двигателей
Несомненно, данные показатели следует учитывать при выборе моторного масла, но они ни коим образом не отменяют стандарта SAE. Степень вязкости и другие сопутствующие параметры одинаковы как для дизельных, так и бензиновых масел.
В любом случае на этикетке каждого масла обязательно будет показатель по SAE, а вот API или ACEA идет уже дополнительной маркировкой и то не всегда.
И уж если говорить о типе масла для эксплуатации дизеля зимой, специалисты советуют использовать именно масло, предназначенное для дизельных двигателей. Дело в том, что в настоящее время производители выпустили на рынок множество универсальных масел, пригодных для обеих типов силовых установок, совместив почти не совместимое.
Но универсальность — это не всегда хорошо и удобно. По результатам проведенных исследований подобные масла очень сильно зависят от качества используемого топлива: чем оно ниже, тем короче срок эксплуатации масла и, соответственно, его полезных свойств. О качестве горючего в нашей стране говорить не будем, это лишнее.
Какое масло лучше синтетика или полусинтетика зимой
Вопрос о том, какое масло лучше — синтетическое или полусинтетическое актуален в любое время года. Однако что касается отрицательной температуры, то в данном контексте гораздо важнее упомянутая выше низкотемпературная вязкость. Что же касается типа масла, то справедливы рассуждения о том, что «синтетика» лучше защищает детали двигателя в любое время года. А учитывая, что после длительных простоев их геометрические размеры меняются (хоть и ненамного), то защита для них при пуске крайне важна.
Исходя из описанного выше, можно сделать следующий вывод
Первое, на что вы должны обращать внимание — значение низкотемпературной вязкости. Второе — рекомендации завода-изготовителя вашего автомобиля
Третье — если у вас современная дорогая иномарка с новым (или недавно отремонтированным двигателем), то имеет смысл использовать синтетическое масло. Если вы являетесь владельцем среднего или бюджетного автомобиля, и не хотите переплачивать, то для вас вполне подойдет «полусинтетика». Что касается минерального масла, то его использовать не рекомендуется, поскольку при сильных морозах оно сильно густеет, и плохо защищает двигатель от повреждений и/или износа.
Вязкость
При работе двигателя его детали трутся друг о друга. Чтобы не допустить быстрого износа, между ними должна находиться пленка масла. Она не только снижает силу трения, но и охлаждает элементы силовой установки, а в ряде случаев (к примеру, в цилиндро-поршневой группе) гарантирует герметичность. Если продукт выбран неправильно, то в жару он станет чрезмерно текучим, а в морозы загустеет
Поэтому при выборе стоит обращать внимание на маркировку
Классификация по SAE
Речь пойдет об американской системе, сегодня распространенной на всех континентах. Согласно этой классификации, зимнее моторное масло маркируется буквой W, которая следовала после цифры. Именно она указывает минимальную температуру, при которой смазочный состав, не теряет своих качеств и не наносит вреда авто. Например, 0W, 10W, 20W и т. д.
Всесезонное масло
В этом виде продукта расшифровка обозначений несколько иная. Здесь присутствует пара цифр и между ними – буква W. Первая из них характеризует свойства масла в зимний период, вторая показывает максимальную летнюю температуру. Но есть небольшой нюанс: чтобы понять, при какой температуре зимой коленвал будет нормально проворачиваться при зпуске, нужно из первого числа вычесть -35. Для примера возьмем маркировку 10W-30. Если из 10 вычесть минус 35, получится минус 25. Это значит, что данный продукт в мороз «терпит» температуру до минус 25, летом – до +30. Для жителей средней полосы России – наилучший вариант «всесезонки» 5W-40. Такое масло облегчит зимний старт и не потечет в жару.
API
Тоже американская классификация. В ней после аббревиатуры API (American Petroleum Institute) стоит пара букв. Первая из них указывает на тип двигателя в зависимости от применяемого топлива. S (Service) – бензин, C (Commercial) – дизельное горючее. Вторая буква характеризует условия использования масла – с турбиной (современный вариант) или без (устаревший тип мотора). В первом случае, если начинать с 2000 г., для бензиновых двигателей применяются маркировки:
- c 1997 по 2000 г: SJ;
- с 2001 по 2003 г: SL;
- с 2004 г: SM;
- начиная с 2010: SN.
Для дизельных двигателей:
- CB, CC, CD, CF – устаревшие авто, выпущенные до 1990 г;
- с 1994 по 1998: CF2 и CH4;
- с 2004 г: CI4;
- начиная с 2010 г: CJ4
Статья в тему: Выбор воздушного фильтра
ACEA
Европейский аналог API. Его последний стандарт предусматривает деление масел на три категории и 12 классов качества:
- А и В: для бензиновых и дизельных моторов;
- С: для дизелей и бензиновых двигателей, оснащенных катализатором;
- Е: для грузовых машин, работающих на солярке.
После буквы вы увидите цифру: чем она больше, тем выше требования, предъявляемые к продукту. Далее, через дефис может стоять еще одно число: оно показывает, в каком году (его последние две цифры) масло прошло сертификацию и было официально принято к использованию.
ГОСТ
В России на этикетке канистры с отечественным маслом в маркировке сначала увидите букву, характеризующую мощность и форсированность двигателя. Затем идет цифра 1 (для бензиновых моторов) или 2 (для дизелей). Применение масла подразумевает:
- А: двигатели, у которых не форсирована мощность;
- Б: силовые установки с мало увеличенной мощностью;
- В: моторы со средним форсированием;
- Г: двигатели, имеющие высокую степень форсирования и эксплуатируемые в тяжелых условиях;
- Д: такие же моторы, что и в классе «Г», но работающие еще в более тяжелых условиях (если дизель, то с турбонаддувом);
- Е: двигатели, обладающие высокой мощностью.
- ILSAC
Японо-американский комитет, организовавший собственную стандартизацию моторных масел, которая практически аналогична API. Все смазочные составы поделены на 5 групп: начиная от GF-1 и заканчивая GF-5. Масла относятся к категории энергосберегающих и всесезонных продуктов. Лучше всего подходят для применения на автомобилях, произведенных в Японии:
- GF-1: соответствует SH по API;
- GF-2: аналогично SJ;
- GF-3: такое же, как и SL;
- GF-4: аналог SM;
- GF-5 соответствует SN.
Помимо вышеперечисленных типов масла, предлагается категория JASO DX-1. Это состав, использовать который рекомендуется в современных дизелях с турбиной, обладающей высокими показателями в плане экологии.
Классификация масел по SAE
SAE представляет собой классификацию моторных масел, созданную американским обществом автомобильных инженеров. Она основана на таких важных показателях, как вязкость при низких и высоких температурах.
Согласно данной классификации, все моторные жидкости разделены по степени вязкости на 11 определенных классов, включающих в себя 5 для летнего времени и 6 для зимы.
Зимнее моторное масло имеет не только цифровое обозначение, но и английскую букву «W» — от слова Winter (зима), поэтому отличить его от других жидкостей довольно просто.
К зимним смазкам относятся такие виды:
- SAE 0W;
- SAE 5W;
- SAE 10W;
- SAE 15W;
- SAE 20W;
- SAE 25W.
Масла для летнего времени имеют следующую маркировку:
- SAE20;
- SAE30;
- SAE40;
- SAE50;
- SAE60.
Кроме того, большой популярностью пользуется еще один тип масел — всесезонный. Он появился благодаря разработке специальных присадок, расширяющих диапазон рабочих температур моторной смазки.
Данный вид имеет двойной цифровой индекс, который разделен английской буквой «W».
Например: SAE 10W-30, SAE 15W-40 и так далее.
Всесезонка является универсальной смазкой, так как не теряет своих рабочих характеристик во время резких перепадов температур. Свойства всесезонной жидкости дают возможность обеспечить двигателю надежную защиту от быстрого износа в такой момент времени.
Помните, что летнее масло ни в коем случае нельзя использовать зимой, так как оно не имеет необходимого диапазона низких рабочих температур и не сможет быть надежной защитой двигателю вашего автомобиля.
Выбор масла
Основная задача масла – обеспечение смазки подвижных узлов двигателя. Чтобы эффективно уменьшить трение, нужно правильно выбирать жидкость. Также нужно заливать его в правильном объеме.
Какое масло следует заливать в мотор с учетом сезонности?
В зависимости от времени года моторные масла подразделены на 3 категории:
- Летние – обладают высокой вязкостью, чтобы стабильно работать при повышенных температурах, изготавливаются на синтетической либо минеральной основе.
- Зимние – им присущая вязкость ниже, но при этом выше текучесть, чем у летних, в категорию входят преимущественно синтетические продукты.
- Всесезонные – работают при разных температурах, не меняя вязкости и текучести. По прогнозам специалистов, универсальные жидкости вскоре вытеснят сезонные.
Какое масло заливать в бензиновый двигатель?
Стоит учесть особенности мотора и климатические условия. В теплых регионах уместно использовать минеральные жидкости, в средней полосе и ближе к северу – полусинтетику и синтетику.
Заливка масла в бензиновый двигатель
Какое масло заливать в дизельный двигатель?
В этом случае стоит учесть специфику работы дизеля. Для долговечности службы в дизельном моторе принципиально следить за качествами жидкости. Поскольку горючее здесь сгорает не целиком, требуется больше моющих и диспергирующих присадок. Одни нужны для удержания сажи во взвешенном виде, другие препятствуют образованию нагара на поршнях и цилиндрах.
Заливка масла в дизельный двигатель
По API класс не должен быть ниже CD, по ACEA – ниже B1. Для турбодизельных моторов выпуска позже 1990 г. нельзя использовать классы ниже CE и B2. Также надо помнить о рекомендованной производителем вязкости. При выборе расходников также отталкиваются от финансовых возможностей.
Классификация сезонных масел по SAE
Согласно классификации SAE моторные масла по степени вязкости разделены на 11 классов, 5 из которых летние, а 6 – зимние. Зимнее масло имеет цифровое обозначение, после которого ставится буква W (от анг. winter).
Они бывают следующих классов:
- SAE 0W
- SAE 5W
- SAE 10W
- SAE 15W
- SAE 20W
- SAE 25W
Летние масла маркируются следующим образом:
- SAE 20
- SAE 30
- SAE 40
- SAE 50
- SAE 60
Появление всесезонных масел стало возможным благодаря разработке специальных присадок, которые позволили совместить свойства летних и зимних масел. Они маркируются следующим образом: 5W-30, 10W-40 и т.д.
Преимуществом всесезонных масел является то, что они не теряют свои рабочие свойства даже при резких перепадах температур. Благодаря этому обеспечивается надежная защита компонентов двигателя в подобных условиях.