Сколько будем платить за перегруз
Российские магистральные дороги, не говоря уже о городских, часто не выдерживают никакой критики. Считается, что основное разрушающее влияние оказывают перегруженные автомобили. На дорогах много автомобилей различной грузоподъемности. При превышение предельно допустимых нагрузок на дорожное полотно, дороги разрушаются. Для восстановления дороги требуются деньги. Поэтому штраф за перегруз увеличен в два раза.
По новой редакции ПДД и КоАП размер ущерба, который перегруженные ТС наносят дорогам, начал оцениваться строже.
Разрушаются дороги и из-за их низкого качества. Руководство некоторых областей РФ, пытаются привлечь к судебной ответственности строителей и ремонтников, в ведении которых находятся дороги. Если дорожное полотно не выдерживает предусмотренных законом сроков эксплуатации, суд их наказывает.
Требования к дорогам
Получая большие штрафы за перегруз, в некоторых случаях не стоит их сразу оплачивать. Есть моменты, когда закон позволяет уменьшить ответственность и при обращении в суд выдвинуть встречную претензию.
- Автомобильная дорога, на которой зафиксировано превышение, не соответствует нормативным требованиям по нагрузке (ГОСТ 52748-2007).
- При строительстве дороги нарушены правила «Автомобильные дороги» СП 34.1330.2012.
- «Дорожная одежда» не соответствует требованиям СНиП 2.05.02-85.
Не качественная «Дорожная одежда», часто приводит к поломкам таких популярных городских грузовых и легковых автомобилей как Газели. «Дорожная одежда» термин из СНиП. Он подразумевает — дорога должна выдержать нормативную вертикальную, кратковременную нагрузку без разрушения дорожного полотна.
- Дороги I, II категории: покрытие капитальное, асфальто-бетонное, допускают максимальную нагрузку на ось 10 тонн.
- Категория III: улучшенное облегченное, гравийно-асфальтовое, 10 тонн на ось.
- Категория IV: твердое гравийное покрытие, 6 тонн на ось.
- V категория: без твердого покрытия, проложена по грунту, не выше 6 тонн.
Контрольное взвешивание
Почему производится контрольное взвешивание и как оно происходит? Взвешивание производится для того, чтобы узнать, какая масса приходится на каждую из осей. Ведь перегруз является нарушением, влекущим за собой штраф за перегруз по осям.
Существует два вида взвешивания – динамическое и статическое.
Динамическое взвешивание производится без остановки транспорта, но скорость движения автомобиля должна быть не более 5 км/ч. Для такого измерения веса используются поосные автомобильные весы, которые определяют вес каждой оси, а потом уже фиксируют фактический вес автомобиля. Но у данного вида взвешивания существует множество минусов, один из которых это существующая погрешность, она может составлять от 0,5% до 3%.
Статистическое взвешивание производиться только после полной остановки автомобиля. Данный вид измерения веса довольно точный, он подходит больше для коммерческого взвешивания.
Где можно проверить наличие штрафа?
После фиксации факта перегруза инспектор ГИБДД или автоматические системы составляют протокол, который заносится в базу данных ГИБДД. Проверить наличие такого протокола можно следующим образом:
- На официальном сайте Госавтоинспекции. Открывают вкладку «сервисы», затем «Проверка штрафов». В окно вводят регистрационный знак техники и данные свидетельства о ее регистрации.
- На сайте Яндекс.Деньги. В спецформу заносят данные водительского удостоверения и реквизиты о регистрации транспорта.
- На сайте Государственных , в нем вкладку «Штрафы ГИБДД». Вводят данные свидетельства о регистрации и водительских прав.
По реквизитам квитанции, согласно которой необходимо оплатить штраф, проверку можно осуществить на сайтах Онлайн ГИБДД или Штрафы ГИБДД.
Внимание! Решение о лишении прав принимают судебные органы, рассматривающие все документы по административному правонарушению. Период, на который водитель лишается водительских прав, начинается с момента их сдачи в ГИБДД
+ Добавить объявление
Основания для выписывания штрафа
Главным обоснованием применения штрафных взысканий являются показания весов, через которые проходят грузовики. Пункты весового контроля условно делятся на 3 категории:
- Стационарные — обычно устанавливаются на въездах/выездах из населённого пункта.
- Мобильные — могут располагаться в любом месте.
- Автоматические — работают без участия человека.
Измерения проводятся по каждой оси в отдельности в момент прохождения транспортного средства по весам. После этого, полученные показатели суммируются. На основании полученных значений, штраф выписывается в двух ситуациях:
- Выявлен перегруз минимум по одной оси.
- Общая масса ТС выше допустимой, даже если по отдельным осям всё в пределах нормы.
Расчет массы авто
Масса груженого автомобиля вычисляется путем сложения нагрузки на каждую его ось. Для того чтобы вычислить массу загруженной машины с прицепом, следует придерживаться такого алгоритма действий:
- Из ПТС узнать массу машины и прицепа;
- Узнать точный вес груза;
- В большинстве случаев нагрузка в связке тягач + прицеп распределяется таким образом: 25% / 75%. Вес прицепа с грузом определяется по формуле: (масса прицепа + вес груза) * 0,75;
- Чтобы вычислить нагрузку на каждую ось прицепа, необходимо массу прицепа с грузом поделить на количество его осей;
- Следующий шаг: определение массы тягача. Вычисление проводится по формуле: масса автомобиля + (вес прицепа с грузом * 0,25);
- Нагрузка между задней и передней осью тягача распределена в соотношении 25% / 75% соответственно. Для того чтобы определить нагрузку на заднюю ось машины, нужно воспользоваться формулой: масса тягача * 0,75;
- Для определения нагрузки на переднюю ось тягача, нужно от массы машины отнять величину нагрузки на ее заднюю ось.
Наказание от КоАП
КоАП назначает наказание за превышение разрешенной массы машины или за увеличение нагрузки на ось свыше данных указанных в технической документации на ТС. Статья 12.21.1 определяет размер штрафа за перевозку груза с превышение норматива. Он различен для водителя, сотрудника оформляющего документы на перевозку, на организацию (юридическое лицо). За перегруз наказание назначается в зависимости от процента превышения норматива:
- п.1 — от 2% до 10% водитель заплатит 1000-1500 рублей, сотрудник 10-15тыс.рублей, юр.лицо 100-150 тыс. рублей.
- п.2 — от 10% до 20% водитель заплатит 3-4 тысячи, сотрудник 25-30 тысяч, юр.лицо 250-300 тысяч.
- п.3 — от 20% до 50% водитель заплатит 5-10 тысяч, сотрудник 35-40 тысяч, юр.лицо 350-400 тысяч.
- п.6 — выше 50% водитель заплатит 7-10 тысяч, сотрудник 45-50 тысяч, юр.лицо 450-500 тысяч.
Закон дает водителям возможность заменять штрафы за перегруз, лишением прав на срок 2-4 месяца (п.3), 4-6 месяцев (п.6). Ответственность за перевозку грузов по специальному разрешению определена в п.4,5
Не обошел вниманием КоАП и индивидуальных предпринимателей. Они могут получить штраф от 80 до 100тысяч (п.10)
ГИБДД определяет перегруз
На дорогах инспекторы ДПС вес груза определяют тремя способами:
- Проверкой сопроводительной документации на груз.
- На стационарном пункте взвешивания.
- На пункте оборудованном аппаратурой динамического взвешивания.
Статическое взвешивание: автомобиль въезжает на весы, инспектор регистрирует полную массу ТС. Часто так проверяются Газели, проезжающие по междугородним трассам.
Динамическое взвешивание: автомобиль проезжает по весовой площадке со скоростью не выше 5 км/час. Новый метод используется на Федеральных магистралях.
Приборы определяют фактическую массу ТС и нагрузку на каждую из осей. При превышении разрешенных значений автоматически выписывается протокол. Погрешность измерений, при правильно установленной аппаратуре, невысокая.
Когда нарушены требования по эксплуатации, погрешность может достигать 3%. Результаты замеров водитель считает завышенными — этот факт надо указать в протоколе. Тогда ответственность в форме назначенного штрафа будет уменьшена
Особенно это важно, когда штраф для юридических лиц достигает полмиллиона
Тарификация ущерба
КоАП назначает штраф за перегруз, учитывая местные условия Федеральной дороги. За базовые показатели принимается ущерб, нанесенный участку дороги в 100 км. Когда перегруз грузового автомобиля составляет:
- 2-10%, ущерб=925 рублей.
- 10-20%, ущерб=1120.
- 20-30%, ущерб=2000.
- 30-40%, ущерб=3125.
- 40-50%, ущерб=4105.
- 50-60%, ущерб=5215.
По официальной информации, ущерб наносимый перегруженными автомобилями в Центральном и Дальневосточном регионах, примерно в 3 раза выше, чем в Южном и Приволжском. Соответственно и штраф за перегруз там будет также выше.
Закон позволяет рассчитывать ущерб от проезда автомобилей с превышением разрешенной нагрузки на ось в зависимости и от погодных условий. Правительство Ростовской области недавно выпустило постановление, в котором предложено увеличивать базовые ставки вреда, нанесенного перегруженным ТС в летнее время, когда асфальтовое покрытие размягчается.
Фермерам, собственникам Газели 33023, опасаться увеличения штрафа в жаркую погоду не стоит, полная масса автомобиля вряд-ли превысит норматив настолько, чтобы оставить заметный след на дороге.
Внесение изменений в действующее законодательство
Согласно интернет-источникам, наказывать водителей будут следующим образом:
- Лишать прав.
- Изымать груз.
- Отправлять машину на штрафстоянку.
Вполне естественно, что подобные карательные меры вызвали бурю негодования среди водителей.
Правда или нет
Проверить это можно элементарно. Достаточно ознакомиться с действующей редакцией ст.12.21.1 КоАП, которая предусматривает ответственность за несоблюдение правил передвижения крупногабаритного и большегрузного транспорта. Этот документ предусматривает только санкции в виде денежных штрафов или лишения прав на незначительный срок. О конфискации груза речь не идёт.
Сделаем предположение, что миф появился после интервью руководителя Минтранса Евгения Дитриха, которое показал в июне телеканал «Россия-1». Чиновник сообщил, что перегруженные автомобили портят дорожное покрытие, поэтому недобросовестных перевозчиков нужно лишать прав, а груз изымать. Статью на эту тему выпустило и информационное агентство РИА Новости. Остальное уже додумали читатели.
В реальности инициатива Минтранса была вынесена на рассмотрение Государственного совета, но дальше этого дело пока не пошло. Поэтому сложно сказать, когда закон об ужесточении мер за перегруз авто вступит в силу, и произойдёт ли это вообще.
Разновидности перегруза
- Перегруз пассажирами. Водители часто подсаживают 1-2 пассажиров сверх установленных норм, чтобы получить личную выгоду. Однако это чревато неравномерным распределением нагрузки по осям, что может спровоцировать потерю управления.
- Грузовой перегруз. Любая транспортная компания старается повысить рентабельность каждого рейса, загружая грузовик под завязку. В результате ухудшается управляемость, повышается износ основных узлов.
- Перегруженность прицепа. В целом, проблема получается та же, что и в предыдущем случае: нарушается маневренность и управляемость.
Требования к организации грузоперевозок
- Распределение веса по осям ТС определяется данными из ПТС автомобиля и приложениями к Правительственному постановлению № , где указаны номинальные значения.
- Фактический вес определяется грузоотправителем либо перевозчиком, в зависимости от того, кто осуществляет погрузку, если иной порядок не предусмотрен условиями договора.
- Водитель обязан контролировать процесс погрузочных работ, в частности, следить за фиксацией и расположением груза на платформе.
- Если фактический вес груза превышает установленные значения более чем на 2%, оформляется спецразрешение и согласовывается маршрут следования.
Допустимые нормы распределения нагрузки по осям
Расстояние между осями в метрах | Значения в тоннах для ТС группы А: эксплуатация на автотрассах 1-3 категорий | Значения в тоннах для ТС группы Б: эксплуатация на автострадах любой категории |
2 и больше | 10 | 6 |
1.65-1.2 | 9 | 5.7 |
1.65-1.35 | 8 | 5.5 |
1.35-1 | 7 | 5 |
1 и меньше | 6 | 4.5 |
Правила перевозки грузов
Все требования, касательно транспортировки багажа на автомобиле, изложены в п. 23 настоящих правил. В этот свод входят четыре следующих норматива:
- Соблюдение осевой нагрузки (перевозимый вес необходимо распределять на оба моста равномерно, с целью предотвращения потери управляемости авто);
- Надежное крепление объектов внутри кузова или прицепа машины (при движении багаж должен быть зафиксирован таким образом, чтобы при резком торможении, ускорении или повороте он оставался на своем месте);
- Правильное размещение багажа на платформе (погруженные на борт элементы не могут закрывать или ограничивать обзор водителю, влиять на маневренность ТС, загораживать опознавательные знаки, а также создавать шум;
- Маркировка грузов, имеющих негабаритные размеры (в соответствии с ПДД, подобные элементы при транспортировке должны обозначаться знаком в виде белого квадрата, перечеркнутого по диагонали 6-ью красными полосами).
Нормы по закону
Основанием для наложения штрафа при перегрузе на обе оси в 2019 году по закону РФ является нарушение следующих ГОСТов, установленных ГИБДД:
Количество осей | Максимальный вес для одиночных автомобилей (бортовая Газель, ЗИЛ 130 и т. д.) | Допустимая масса для автопоездов (седельные тягачи с одним или двумя полуприцепами) |
2 | 18 т. | — |
3 | 25 т. | 28 т. |
4 | 32 т. | 36 т. |
5 | 35 т. | 40 т. |
6 и более | — | 44 т. |
Как провести фиксацию подобного правонарушения, и что еще может применяться в качестве санкций для водителя согласно КоАПу, выясним далее в статье.
Общие принципы взвешивания грузовых ТС
Здесь можно выделить три ключевых момента
Взвешивание выполняется только на специализированном оборудовании, технические характеристики которого соответствуют нормам ГОСТ-Р 53228-2008.
- Погрешность измерений не должна превышать 20 килограмм.
- Процесс взвешивания осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона № -ФЗ.
Сколько даётся попыток
Обычно две: динамическая и контрольная. Если при первом взвешивании выявлен перегруз, автомобиль проходит контрольное измерение. При этом водителю нужно удостовериться, что лица, проводящие взвешивание, имеют соответствующие сертификаты и разрешения.
Допускается ли погрешность измерений
Да, погрешности допускаются. В зависимости от способа взвешивания, допускаются такие отклонения:
- Автоматическое взвешивание по осям — 11%.
- Автоматическое взвешивание в общем значении — 5%.
- Осевая и общая погрешность при взвешивании на мобильных и стационарных пунктах — 2%.
Какие размеры штрафов за перегруз газели
Установка контрольных пунктов реализуется для проверки массы транспортных средств на каждую ось. При превышении такого показателя, водитель несёт административную ответственность (часть 3, статья 12.21.1 КОАП).
Для того чтобы можно было совершать свободное передвижение на транспортном средстве, имеющего крупногабаритный товар, оформляется разрешение.
Такие документы предоставляется специализированными интернет-сервисами или грузоотправителями.
Если водитель не имеет такого разрешения, то на него может быть составлен административный протокол (часть 1 статья 12.21.1).
Многие грузоперевозчики идут на хитрость и указывают в разрешительных бумагах иной вес, не совпадающий с нагрузкой транспортного средства. Следует понимать, что штраф за такое административное нарушение выписывается сотрудниками ДПС непосредственно самому владельцу товара.
Кроме того, транспортное средство при таком нарушении может быть эвакуировано на специализированную штрафную стоянку для исключения возможности перевозки с недопустимым перегрузом.
Транспортное средство возвращается автовладельцу после полной уплаты назначенного штрафа и стоимости нахождения автомобиля на стоянке.
Для физических лиц
Для физических лиц предусмотрены следующие меры наказания:
Физическое лицо, допустившее перегруз автомобиля | влечет наложение штрафа в размере от 1,5 до 2 тысяч рублей. Однако это наказание допускает перегрузку транспортного средства до 5 процентов |
При передвижении без специального разрешения на автомобиле с крупногабаритным грузом | водитель подвергается наложению штрафа в размере от 2 до 500 тысяч рублей |
При обнаружении указания ложных данных в специальном пропуске по перевозке крупногабаритного товара | физическое лицо подлежит административной ответственности в виде штрафа в размере 5000 рублей |
Для юридических лиц
Для юридических лиц предусмотрены следующие меры наказния:
Юридические лица, допустившие перегруз транспортного средства на показатель, не превышающий 5 процентов, | подвергаются административной ответственности в виде наложения штрафа в размере от 10 до 15 тысяч рублей (ч. 3, статья 12.21.1) |
При неполучении специального разрешения на крупногабаритный товар | юридическое лицо получает административную ответственность в виде штрафа в размере от 2 до 500 тысяч рублей |
Юридическое лицо, являющееся владельцем товара, вес которого недостоверно указан в специальном разрешительном документе | подвергается административному наказанию в виде наложения штрафа от 250 до 400 тысяч рублей |
Как не платить штраф
Здесь всё просто. Главное, не допускать перегруза транспортного средства больше чем на 2% от максимально допустимых значений. Если это произошло, необходимо получить соответствующее разрешение на перевозку такого груза, и согласовать маршрут следования с ГИБДД.
Когда штраф оплачивается в двойном размере
Эта мера применяется к нарушителям, которые не обжаловали и не оплатили штраф в установленные законом сроки. Отметим, что погасить задолженность нужно в течение 2 месяцев, с момента получения извещения о штрафе.
Можно ли снизить сумму
Это возможно, если величина штрафа составляет для физлиц — 10 000 рублей, для должностных лиц — 50 000 рублей. Суммы указаны в минимальном значении. При этом размер денежного взыскания не может быть меньше, чем половина от суммы штрафа, предусмотренного статьёй, в соответствии с которой виновного привлекли к ответственности.
https://youtube.com/watch?v=Cu0s_rgVO_Y%3F
Как рассчитывается перегруз
Прежде чем заключать договор на перевозку, надо выяснить, какой груз можно перевести. Начиная с превышения в 2%, штраф за перегруз придется платить. Груз перевозится по трассе, где есть пункты взвешивания
Не важно, стационарные или динамические. Принцип расчета одинаков для любого вида взвешивания
Сделаем его на примере Газели-Бизнес.
Из технической документации получаем:
- Разрешенная масса = 3,5 тонны.
- Снаряженная = 1,79 тонны.
- Полная масса = 3,5 принимается за 100%.
Вес, измеренный на стационарном пункте = 3,6. Разница в весе = 100 кг. Перегруз в процентах = (0,1 тонн *100%) / 3,5 тонны ≈ 2,8% Смотрим, какое наказание закон предусматривает для перегруза в 2,8%. Вычитаем из полной массы вес груза и оцениваем, заказ принесет прибыль или убыток.
Расчет максимальной нагрузки на ось выполняется аналогично. Затем результаты расчета по каждой из осей складываются. На пунктах взвешивания точность измерения может быть ≈ 3%. Поэтому, разница между разрешенной и снаряженной массой (вес груза) должна быть увеличена на 3%. Определяем, по какой дороге надо груз перевезти. Теперь можно подписывать договор.
https://youtube.com/watch?v=upc6SojXtKk
какое наказание за перегруз газели
Статья 12.21.1. Нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов
(введена Федеральным законом от 24.07.2007 N 210-ФЗ)
1. Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов без специального разрешения и специального пропуска в случае, если получение такого пропуска обязательно, а равно с отклонением от указанного в специальном разрешении маршрута движения — (в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ) влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. 2. Перевозка крупногабаритных грузов с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, более чем на 10 сантиметров — влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от двух до четырех месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей. 3. Перевозка тяжеловесных грузов с превышением разрешенных максимальной массы или нагрузки на ось, указанных в специальном разрешении, более чем на 15 процентов — влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей. 4. Нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 — 3 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Перегруз транспортного средства приводит к разрушению дорожного полотна.
На сегодняшний день ведётся активная борьба с разрушением дорог, посредством введения за такие нарушения ПДД соответствующих штрафов, размеры которых считаются довольно внушительными (в том числе, лишение прав) как для юридических, так и для физических лиц.
Перегрузкой транспортного средства является осевая нагрузка, то есть масса транспорта, передающаяся на дорожное покрытие посредством колёсами определённой оси.
Чтобы рассчитать массу, хоть полную, хоть снаряжённую, следует к нагрузке задней оси прибавить нагрузку передней оси. Как правило, задняя ось имеет наибольшую нагрузку, так как багажник автомобиля в большинстве случаев находится сзади транспортного средства.
Силовой агрегат и кабина создают нагрузку на переднюю ось транспортного средства.
Приближаясь к мосту, водитель может увидеть знак 3.12, обозначающий введённое ограничение на показатель веса транспортного средства, проезжающих автомобилей по мосту.
При превышении указанной на знаке нагрузки на одну из осей транспортного средства, передвигаться по ограниченному участку дороги запрещено и следует искать иной путь следования на перегруженном автомобиле.
Можно ли избежать штрафа
Принимая во внимание, что размер штрафа за перегруз может достигать нескольких сотен тысяч рублей, многие перевозчики задумываются о способах, которые бы позволили отменить наложенное взыскание. Как избежать штрафа за перегруз? Если речь идёт о ситуации, когда протокол о нарушении ещё не оформлен, то водитель может попытаться убедить сотрудника ГИБДД в том, что лишняя нагрузка на ось возникла по причине смещения груза
Этот способ вряд ли можно назвать эффективным, поскольку причина (неправильная погрузка) не отменяет факт нарушения (наличие перегруза).
Отмены штрафа можно добиться в судебном порядке. Для этого собственник грузовика запрашивает проведение независимой экспертизы, в ходе которой производится моделирование процесса погрузки и расчет нагрузки на ось грузовика. Если результаты экспертной оценки доказывают, что имел место лишь общий перегруз, но при этом нагрузка по осям была в норме, судья может принять этот факт в качестве основания для снижения размера штрафа или его отмены.
Если водитель или собственник грузовика не смог отменить назначенный штраф через суд, тогда нарушитель обязан оплатить взыскание в указанном размере. Скидка в 50% от суммы штрафа здесь уже не действует, поскольку срок её действия (20 дней) уже прошел.
Спустя несколько дней после оплаты штрафа рекомендуется проверить зачисление денег. Проверка штрафа по номеру машины доступна на сайте ГИБДД.
К чему может привести лишний вес ТС
Почему же такое пристальное внимание со стороны контрольных пунктов отдано именно перегрузу и чем грозит перевес транспортного средства?
Итак, перегруз осей транспортного средства приводит:
- к разбиванию дорожного полотна;
- к вероятности аварийной ситуации при передвижении по мосту и старой конструкции;
- к удлинению тормозного пути, приводящего к аварийной ситуации.
Удлинение тормозного пути происходит за счёт инерции груза, который может создать занос транспортного средства, особенно при дождливой погоде и гололёде.
При плохом закреплении груза и перемещении его в багажнике, имеется вероятность опрокидывания транспортного средства и наступления дорожно-транспортного происшествия.
Вся ответственность ложится на плечи водителя.
Кто и за что платит
- Водители. Учитывая, что речь идёт о наёмных сотрудниках, к ним применяются самые мягкие взыскательные меры. В частности, водителя могут оштрафовать на сумму 1 000-10 000 рублей, в зависимости от перегруза. В ситуациях, когда перегруз составляет половину допустимой нормы, водителя могут лишить права управления автотранспортом на 2-6 месяцев.
- Юрлицам и частным предпринимателям. Здесь размеры штрафов увеличиваются в 100 раз. В частности, компанию перевозчика могут оштрафовать на сумму от 100 000 до полумиллиона рублей.
- Грузоотправителям. Сюда относятся лица, осуществляющие процесс грузоперевозки, независимо от того, кто является фактическим собственником груза. В зависимости от правового статуса нарушителя, закон предусматривает наложение физлицам — 1 500-5 000 рублей, юрлицам — 200 000-400 000 рублей. Состав правонарушения образует умышленное сокрытие настоящей массы груза либо неправильное оформление сопроводительной документации.
- Лица, осуществляющие погрузку. Перевес может быть допущен при загрузке транспортного средства. В этом случае виновным грозит частным предпринимателям — 80 000-100 000 рублей, организациям — 250 000-400 000 рублей.
- При автоматической фиксации нарушения. В этом случае штраф выписывается собственнику грузового автотранспорта, и размер взыскания определяется по верхней ценовой планке, установленной для юридического лица. Если говорить о конкретике, сумма штрафа варьируется в пределах 150 000-500 000 рублей, в зависимости от процентного соотношения допущенного перегруза к установленным нормам.
- Должностным лицам. Под это определение попадают экспедиторы, занимающиеся сопровождением груза. Однако юридическая практика показывает, что под штрафные санкции обычно попадают водители или транспортные компании. Однако для должностных лиц закон тоже предусматривает штрафы: 10 000-50 000 рублей, в зависимости от характера правонарушения.
Немного теории
Нагрузка на ось (осевая нагрузка) – это нагрузка от массы автомобиля, передаваемая на дорожную поверхность колесами одной оси.
Масса автомобиля (снаряженная или полная) и нагрузки на его оси связаны простым соотношением:
Масса автомобиля = нагрузка на переднюю ось + нагрузка на заднюю ось.
Масса нагрузки на заднюю ось автомобиля, как правило, больше, чем на переднюю ось. Это зависит от того, что грузовая платформа расположена в задней части машины, а спереди идет нагрузка от кабины и силового агрегата.
Перед мостом или на определенных участках дороги можно увидеть запрещающий знак 3.12, который запрещает движение транспортных средств, у которых фактическая масса, приходящаяся на какую-либо из осей, превышает указанную на знаке. Если нагрузка на ось больше, чем указана на знаке, то водителю следует объехать данный участок дороги по другому маршруту. Пренебрежение данного правила карается штрафом.
Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими движение транспортных средств, общая фактическая масса которых либо нагрузка на ось которых превышает указанные на дорожном знаке, если движение таких транспортных средств осуществляется без специального разрешения, влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Статья 12.21.1 часть 11 КоАП РФ
При проектировании автомобиля используют допустимую осевую нагрузку.
Допустимая осевая нагрузка – разрешенная нагрузка, передаваемая на дорогу колесами одной оси автомобиля.
Существуют установленные пределы допустимых осевых нагрузок для двухосных автомобилей:
Расстояние между осями (м) | Допустимая нагрузка на каждую ось для авто группы А | Допустимая нагрузка на каждую ось для авто группы Б |
---|---|---|
Свыше 2.00 | 10.0 | 6.0 |
1.65 – 2.00 | 9.0 | 5.7 |
1.35 – 1.65 | 8.0 | 5.5 |
1.00 – 1.35 | 7.0 | 5.0 |
До 1.00 | 6.0 | 4.5 |
К группе «А» относятся автомобили, эксплуатация которых разрешается на дорогах I-III категории, а к группе «Б» эксплуатация которых разрешена на всех дорогах.
Большинство людей считает, что перегруз способствует удлинению тормозного пути. Но на самом деле он удлиняется за счет инерции груза, он же и создает условия для заноса автомобиля. А если груз не закреплен, то создается опасность опрокидывания и тогда пострадают и другие участники дорожного движения.
Порядок оплаты
Зачастую нарушения, связанные с превышением нагрузки на ось, возникают из-за того, что водитель или грузоотправитель плохо себе представляют, что грозит за перегруз грузового автомобиля. В результате гражданин, ответственный за эксплуатацию грузовика, получает штраф, который обжаловать практически невозможно.
В интересах оштрафованного водителя не затягивать с оплатой. Иначе взыскание штрафа будет передано в Службу судебных приставов. Оплатить штраф можно через:
- кассу банковского учреждения;
- мобильное приложение;
- сайт банковского учреждения;
- терминал оплаты.
Кто ответственен за нарушение
Кто отвечает за перегруз по осям: перевозчик или грузоотправитель? Положения действующего законодательства указывают, что в случае обнаружения нарушений, в правилах перевозки груза административному наказанию могут быть подвергнуты все причастные к деянию по ст. 12.21.1. КоАП РФ лица: водитель, должностное лицо, ответственное за перевозку, грузоотправитель, лицо (фирма или ИП), осуществившее погрузку. Штраф также может быть наложен и на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя) – владельца грузовика, при условии фиксации правонарушения специальными средствами фото- либо видеосъемки.
Если же возникла ситуация, когда водителя не уведомили о том, что автомобиль был перегружен при погрузке, то в случае взыскания штрафа он имеет право подать на грузоотправителя регрессный иск с требованием компенсации.
Ситуация, когда водитель становится «крайним» при обнаружении перегруза, далеко не редкость. Зачастую грузоотправитель и владелец грузовика могут быть в сговоре, согласовав между собой отправку дополнительного груза, но не указав эту информацию в накладной. Делается это для снижения расходов на транспортировку. В некоторых случаях водителю становится известно о перегрузе лишь на стационарном посту ГИБДД.
Комментарий эксперта
На практике трудности вызывают ситуации, когда водитель перегруженного ТС осуществляет грузоперевозки в качестве индивидуального предпринимателя и одновременно является его владельцем (собственником). В этом случае сотрудники ГИБДД, как правило, выписывают несколько протоколов о привлечении к административной ответственности по ст. 12.21.1. КоАП РФ (по принципу «чем больше, тем лучше»), например, на водителя и на ИП. Это является неправомерным, поскольку в соответствии с ч. 5 ст. 4.1. КоАП РФ, никто не может нести дважды административную ответственность за одно и то же правонарушение. В указанном примере данная норма нарушается, т.к. ИП и физическое лицо – водитель выступают в одном лице. Суды поддерживают эту позицию, и в случае обжалования одного из постановлений, отменяют его, а производство по делу прекращают на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Похожая ситуация складывается, когда груз доставляется из одного региона в другой, и на юрлицо дважды выписывают штрафы за перегруз в одном городе и в другом. В этом случае также необходимо обжаловать в судебном порядке одно из постановлений о наложении штрафных санкций, ссылаясь на ч. 5 ст. 4.1. КоАП РФ
При этом необходимо особое внимание обращать на то, что если лицо, привлеченное к ответственности, не устранило правонарушение во время следования к месту выгрузки после составления протокола по ст. 12.21.1
КоАП РФ, то ответственность не будет являться двойной в случае привлечения лица к ответственности по той же статье на ином участке дороги. В суде, чтобы доказать факт устранения, необходимо ссылаться на то обстоятельство, что сотрудники ГИБДД (весового контроля) при выявлении превышения массы ТС в рамках статьи 12.21.1. КоАП РФ обязаны задержать ТС и поместить его на специализированную стоянку до устранения нарушения. Если водитель продолжил маршрут (был отпущен), следовательно, факт превышения массы (нагрузки на ось) был устранен им на месте (груз был перераспределен равномерно по площади авто, часть груза была выгружена в иное ТС и пр.).