Перегрев двигателя: последствия и основные причины

Низкий уровень охлаждающей жидкости

Механизм этой причины перегрева двигателя не нуждается в долгих объяснениях – все понятно и так. Если в системе недостаточное количество воды или антифриза, охлаждение мотора не может быть эффективным. Уменьшившийся объем жидкости не успевает отводить тепло, кроме того в патрубках собираются воздушные пробки, препятствующие циркуляции.

Заметить эту неисправность можно по тому, что печка салона перестала работать. Радиатор отопления салона находится в самой высокой точке системы охлаждения, поэтому при недостаточном количестве воды или тосола печка отказывает первой.

Сбои в системе зажигания

Одна из причин перегрева двигателя заключается в неисправностях системы зажигания или подачи топлива. Если нарушена нормальная подача горючего, мотор работает на обедненной смеси. Если зажигание выставлено с опозданием, топливовоздушная смесь догорает уже при открытом выпускном клапане. Эти неполадки приводят к резкому повышению температуры выхлопных газов. Головка блока цилиндров перегревается, тосол или вода закипают.

Долгая работа под большими нагрузками

Иногда автолюбители сами «привозят» себе проблемы. Один из способов добровольного перегрева двигателя до экстремальных температур – езда под высокими нагрузками. Такие условия возникают при буксировке груженого прицепа, другого транспортного средства и т. п. При движении на пониженной передаче и высоких оборотах мотор неизбежно перегревается. Радиатор слабо обдувается встречным потоком воздуха из-за низкой скорости движения, что усугубляет положение.

Что делать, если ДВС начал перегреваться?

Среди двух вопросов — как бороться с перегревом двигателя и почему греется двигатель — большая пропасть. Мотор может попадать в «красную зону» по множеству причин и угадать верную из них сразу наверняка не удастся, только если вы не профессиональный мастер и под автомобилем нет лужи. Решать проблемы надо по мере поступления, поэтому сначала не даем двигателю «встать колом», а потом ищем причины.

При первых признаках закипания немедленно останавливаемся на дороге. После этого проверяем уровень охлаждающей жидкости

Капот открываем осторожно — может обдать горячим паром

Крайне нежелательно пытаться самостоятельно остудить перегретый двигатель. Были случаи, когда автовладельцы из лучших побуждений лили холодную воду прямо на ДВС — в результате головка блока цилиндров (а иногда и сам блок) трескалась, вынуждая заняться капитальным ремонтом. Наберитесь терпения и ждите — мотор остынет сам.

Когда перестанет идти пар и бурление в бачке прекратится (если оно было), нужно оценить ситуацию. Если вы не имеете опыта ремонта автомобиля, скорее всего вряд ли поймете причину перегрева двигателя. Внимательно осмотрите детали подкапотного пространства. Возможно, соскочил один из патрубков системы охлаждения или образовалась трещина в радиаторе: в этом случае под проблемным местом можно увидеть лужу. Но чаще всего никаких внешних признаков распознать не удается. В таком случае нужно долить антифриз (или на крайний случай воду) в расширительный бачок и попробовать продолжить поездку.

Как избежать перегрева двигателя?

Существуют некоторые правила по защите двигателя от перегрева. Главное – это регулярная проверка уровня охлаждающей жидкости. Если видно, что ее уровень приближается к минимальному значению, то лучше всего долить охладитель – это позволит избежать множества проблем.

Следует время от времени проверять работоспособность термостата. Выполнить это довольно просто – необходимо определить теплый он или холодный. Для этого нужно всего лишь дотронуться рукой до радиатора. Если термостат холодный, значит он не работает и его необходимо ремонтировать. Термостат демонтируется и погружается в емкость, наполненную водой. После этого содержимое подогревается. При нагревании до 80°C, клапан термостата должен сработать. Если же все-таки не сработал, то придется покупать новый термостат.

Термостат автомобиля ВАЗ 2110. Как правило, замена термостата не занимает много времени

Следует осматривать проходные каналы, они не должны быть суженными и иметь трещин, деформаций и других серьезных дефектов. Так как их сужение может привести к снижению теплоотвода от стенок движка, а через трещины, даже самые мелкие, будет просачиваться охлаждающая жидкость.

Не рекомендуется применять в качестве охладителя жесткую воду, так как она содержит большое количество минералов и солей. Лучше всего использовать тосол, в крайнем случае – мягкую воду. Примером мягкой воды является дистиллированная вода, дождевая, с горных рек. Жесткая вода – грунтовая и морская.

Проверить мягкая вода или жесткая можно при помощи намыливания рук: в жесткой воде эта процедура затруднительна, в мягкой затруднений не наблюдается.

Нужно изредка проверять систему охлаждения на герметичность, в особенности ее верхнюю часть. В охладительную систему не должен подсасываться воздух, так как это может привести к падению в системе давления, вплоть до атмосферного.

Также нужно следить за исправной работой вентилятора, так как если он остановится, может произойти тепловой удар двигателя.

Перегрев двигателя не приведет ни к чему хорошему. В результате перегрева происходит излишнее обогащение топливной смеси, а это повышенный расход топлива и затруднительный повторный запуск мотора.

https://youtube.com/watch?v=ix8jM8tvhUc

Как избежать перегрева мотора

Хотите, чтобы проблемы перегрева двигателя обошли стороной вас и ваш автомобиль? Это, на самом деле – просто. Нужно лишь соблюдать несколько несложных правил.

  • Чётко соблюдайте периодичность смены охлаждающей жидкости. Это надо делать не реже 60 000 км по пробегу или 3 года по времени, в зависимости от того, какой параметр раньше наступит.
  • Не реже одного раза в год, в течение каждых 12 месяцев эксплуатации, желательно весной, производите тщательную внешнюю очистку сотовых элементов всех радиаторов, находящихся на автомобиле. Делается это с помощью мойки высокого давления и специальных моющих средств. Желательно проводить эту процедуру (она недорогая даже у профи) на профессиональных клининговых станциях. Автодилерские сервисы и независимые СТОА тоже оказывают такую услугу, часто проводя её в виде бесплатной акции при прохождении ТО.
  • Раз в два года, при прохождении ТО на СТОА, заказывайте диагностику системы охлаждения. Термостаты многих современных автомобилей имеют электронное управление и их работоспособность поддаётся компьютерному тестированию. Система охлаждения вооружена множеством датчиков, которые расскажут диагностическому компьютеру всё о своём «здоровье». Недорогая услуга позволит вам быть уверенным, что перегрева не будет даже если придётся ездить по трудным дорогам в тропическую жару.
  • Не экономьте на качестве топлива. Заправляйтесь на брендовых АЗС. Проблема контрафакта на российских заправочных станциях стала притчей во языцех, и защититься от «левака» почти невозможно. Но фирменные заправки хотя бы как-то контролируются, в отличие от сомнительного вида «скворечников» с дешёвым горючим. Старайтесь заполнить бак бензином с октановым числом «на ступеньку выше» разрешённого производителем авто – если можно 92-й, то заправьтесь 95-м, если рекомендован 95-й, то «95 Plus» будет предпочтительнее. Вы вправе придерживаться какого угодно варианта, но в любом случае — будьте максимально уверены в высоком качестве используемого топлива.

Как избежать перегрева и негативных последствий?

Неисправность лучше предотвратить, чем затем устранять её последствия

Поэтому крайне важно поддерживать техническое состояние автомобиля. Следует своевременно проводить техническое обслуживание, желательно в авторизированных сервисных центрах

При выполнении ТО рекомендуется использовать только оригинальные фильтры, моторное масло и другие расходные материалы.

Периодически следует проверять уровень охлаждающей жидкости в бачке

При его снижении важно своевременно долить ОЖ. Во время движения нужно следить за показателем датчика температуры

Если температура чрезмерно возросла или наблюдаются другие признаки перегревания, движение следует немедленно прекратить.

Если проблема возникла в дороге, возможности ремонта или вызова помощи нет, следует продолжать движение в максимально щадящем для мотора режиме. Для этого можно включить печку на максимальный режим работы. Благодаря этому лишнее тепло будет выводиться из СО. Недостаток такого способа заключается в том, что в салоне станет очень жарко.

При появлении признаков перегревания следует стараться поддерживать минимальные обороты по дороге до СТО. Чем ниже нагрузка на мотор, тем меньше тепла он выделяет. Проще всего это сделать на машинах с механической КПП, включив повышенную передачу. На автомобилях с автоматом нужно включить ручной режим управления и установить необходимую передачу.

Способы определения перегрева двигателя

Наверно каждый скажет, что нет ничего проще определения перегрева с помощью датчика. Но часто водитель попросту не обращает внимания на этот датчик, увлекшись управлением автомобиля. В старых моделях и вовсе не предусмотрена аварийная сигнализация в случае перегрева. Именно поэтому автомобилисты должны владеть информацией о признаках перегрева двигателя.

При низком уровне жидкости в первую очередь выходит из строя печка, а все потому, что радиатор расположен в самой высокой точке системы охлаждения. Ещё печка может прекратить свою работу при закипании антифриза, образуется пробка в системе, жидкость не поступает в печку.

Помимо этого во время перегрева возникает детонация двигателя, нажимая на педаль газа, водитель слышит звонкий стук. А все потому, что происходит слишком большое расширение стенок камеры сгорания, и, естественно, увеличиваются зазоры.

В процессе перегрева дизельного двигателя образуются паровые пробки в охлаждении головки. Это по праву можно назвать самой ужасной ситуацией, которая может обернуться в немалую трату денег.

Если после доливки не был устранён перегрев — осматриваем вентилятор. Возможно, отсутствует контакт либо неисправны предохранители.

Существует ещё один способ самостоятельного устранения перегрева. Двигатель заводится и работает до тех пор, пока не начнет нарастать температура. После этого автомобиль перемещается накатом. При таком варианте движения температура должна понизиться

Особо осторожно следует передвигаться на спусках, включив передачу

Как предотвратить перегрев?

Прежде всего, следить за техническим состоянием транспортного средства и вовремя ездить на ТО. В неавторизованных техцентрах под техническим обслуживанием часто понимают замену моторного масла и фильтров, не уделяя внимания полноценной диагностике. В любом дилерском центре ГК FAVORIT MOTORS каждый автомобиль обязательно проверяют в соответствии с технологическими картами производителя. Специалисты не могут делать это каждый день. Поэтому вам необходимо наблюдать за уровнем ОЖ в бачке и информацией на указателе температуры жидкости. Также любые отклонения в работе двигателя (стуки, сложности с запуском и т. д.) должны стать поводом для беспокойства.

Советы и рекомендации

Перегрев  мотора является аварийной ситуацией. Если замечен рост температуры выше нормы или очевидно то, что агрегат уже перегрелся, машину нужно остановить и немедленно заглушить ДВС.

Помните, запрещается лить воду на двигатель в целях его скорейшего охлаждения. Если поломка произошла зимой, тогда лучше не спешить открывать капот. Дело в том, что слишком интенсивное охлаждение горячего агрегата холодным наружным воздухом также может привести к появлению трещин и других дефектов.

Нужно дождаться некоторого остывания агрегата, после чего проверить уровень ОЖ в расширительном бачке. Снижение уровня обычно является результатом непредвиденной течи или халатности самого водителя.

Если под рукой нет антифриза на долив, подойдет дистиллированная вода, которую обычно можно приобрести на ближайшей АЗС. Доливать воду или тосол нужно только на холодном моторе. В противном случае могут возникнуть дополнительные повреждения по причине разницы температуры жидкости и ДВС.

Затем нужно проверить вентилятор охлаждения, помпу и термостат. Параллельно следует осмотреть патрубки, шланги и места их соединений. Если обнаружено, что не работает водяной насос, тогда от попыток продолжить движение своим ходом лучше воздержаться.

В случае, когда виновником перегрева является термостат, можно удалить устройство из системы (при такой возможности), чтобы ОЖ все время циркулировала только по большому кругу. Проблему с неработающим вентилятором охлаждения в экстренной ситуации решают путем включения печки на максимум и дальнейшей езды на низких оборотах с высокой скоростью на повышенной передаче.

Также можно сразу пустить ОЖ по большому кругу как в случае обнаружения проблемы с термостатом, так и с вентилятором охлаждения. Данный подход позволяет добраться до СТО своим ходом.

Обнаружение явной утечки жидкости после долива указывает на необходимость отказа от движения и проведения обязательного локального ремонта для ликвидации или уменьшения течи.

Напоследок отметим, что если причину перегрева устранить не удается, но авто нужно доставить на станцию техобслуживания своим ходом, тогда ТС приводится в движение кратковременным запуском двигателя.

Агрегат разрешается держать заведенным только до того момента, пока не начинается подъем температуры на панели приборов до средней отметки. Затем двигатель глушат, после чего машина движется накатом на нейтральной передаче. Пока машина катится, мотор успевает немного остыть. Если этого не происходит, до следующего запуска нужно снова выждать некоторое время на обочине.

Отметим, указанный способ требует обладания определенными навыками. Помните, при заглушенном ДВС не работает усилитель рулевого управления и усилитель тормозов

По этой причине следует соблюдать особую осторожность, замедляя ТС на спусках при помощи КПП

В тех случаях, когда автомобиль оснащен коробкой «автомат», следует полностью отказаться от попыток такого движения своим ходом и доставить автомобиль на СТО при помощи эвакуатора.

Итак, рассмотрим основные причины перегрева двигателя

1

Если двигатель Вашего автомобиля перегревается, обратите внимание на состояние основного радиатора и радиатора кондиционера, а точнее забиты ли они насекомыми, дорожной пылью, а особенно тополиным пухом, который в весенне-летний период и является основной причинной этой проблемы

Проверьте пространство между двумя радиаторами, обычно там собирается очень много пуха, пыли и грязи. Проще конечно, когда на автомобиле только один радиатор, но это уже смотря с какой стороны посмотреть.

Но это внешняя сторона вопроса, переходим к внутренней.

2. Радиатор, а точнее его соты, могут быть забиты и внутри

Обратите внимание, какую охлаждающую жидкость Вы доливаете в радиатор

Если она не совместима с той, которая уже залита, то перегрева двигателя вам не избежать.

Не совместимость охлаждающих жидкостей, как правило, приводит к образованию осадков, которые и забивают радиатор. В этом случает решение проблемы одно – промывка радиатора.

3. Следующая причина перегрева двигателя, это не своевременное включение вентилятора. Причин этому тоже может быть несколько:

  • неисправность датчика включения вентилятора – заменить датчик.
  • загрязнение нижней, внутренней части радиатора, там, где расположен сам датчик, в результате чего отдача тепла от охлаждающей жидкости на сам датчик будет происходить с запозданием, и как следствие запоздалое включение вентилятора. Решение одно – промывка системы охлаждения.

4. Неисправность клапана – термостата, в результате чего, охлаждающая жидкость идет не по большому, а по малому кругу (минуя радиатор), и соответственно она не охлаждается. Клапаны – термостаты, сначало проверяют на работоспособность, но как правило, не ремонтируют, а просто меняют.

5. Отсутствие нормативного давления внутри системы охлаждения двигателя.

Кто не пропускал уроки физики в школе, тот помнит, что чем выше давление окружающей среды, тем выше температура закипания жидкости.

Для создания более высокого давления в системе охлаждения, чем атмосферное, была предусмотрена специальная крышка расширительного бочка, которая держит нужное давление в системе. Специальный клапан, который встроен в крышку, сбрасывает слишком высокое давление, но и не допускает, чтобы давление внутри системы соответствовало атмосферному.

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости мультиметром, не снимая с машины

А теперь важный момент, если клапан в крышке расширительного бачка не исправен и не держит повышенное давление, охлаждающая жидкость начинает закипать раньше, начинает плескаться, образуются воздушные пробки, а это приводит к низкому КПД работы всей системы охлаждения. Такая жидкость очень плохо отводит тепло от двигателя.

Так же если клапан не пропускает воздух в систему охлаждения, то при остывании охлаждающей жидкости, она уменьшается в объеме. Образуется вакуум, который может восполниться тем же воздухом, который, в свою очередь, может проникнуть в систему через не герметичные соединения, а это приведет к образованию тех же воздушных пробок. Перегрев двигателя в данном случае неизбежен.

Как правило, эта проблема решается простой заменой пробки расширительного бачка. Но не забудьте выгнать воздушную пробку из системы охлаждения.

6. На завоздушеность системы охлаждения так же может повлиять и прокладка головки блока цилиндров. Обычно, если прокладка пробита, то подтекание ОЖ видно. Но это можно заметить не сразу

Если причину перегрева двигателя сразу не удалось выявить, то обратите внимание на этот момент. В данном случае придется менять прокладку

7. Грязный двигатель. Да, не удивляйтесь, грязный двигатель хуже отдает тепло в атмосферу, что может привести к не значительному перегреву двигателя. Поэтому не забывайте периодически мыть двигатель своего автомобиля.

Мы рассмотрели основные причины перегрева двигателя, а также способы решения этих проблем. Надеемся, что это поможет Вам в дальнейшем быстро решить данную проблему и не допустить перегрев двигателя Вашего автомобиля.

Перегрев двигателя — Главная дорога.

Какие могут быть последствия

Ребят если произошел сильный перегрев и вы его «проворонили», то последствия могут быть самыми плачевными.

1) Самое страшное, это то что двигатель попросту может заклинить,  от того что металлические части расширились. Тут уже нужен капитальный ремонт. Многие пытаются запустить такой агрегат, и у них вырывает кусок из блока. Простыми словами – двигателю «конец», ремонт очень-очень дорогой, лучше купить другой контрактный агрегат.

2) Если вам все же удалось избежать «заклинивания», то это еще не говорит о том, что ваш агрегат полностью не пострадал. Не редко начинает проявляться синий дым из глушителя, также уровень масла постоянно падает. Это говорит о том что – маслосъемные кольца, «просели» и их нужно менять.

3) Смена жидкости. Также в некоторых мастерских я слышал мнение — что после того как жидкость кипела желательно ее сменить, потому как она потеряла свои свойства, причем не редко она темнеет, то есть не имеет привычного красного, синего или зеленого цвета.  В этом есть доля истины, ведь антифриз или тосол не должны подвергаться кипению.

Что делать если автомобиль вот-вот закипит?

https://youtube.com/watch?v=Y9Iv4hvx28E

Если вы, посмотрев вниз на приборную панель, увидели, что температурный датчик показывает, что температура охлаждающей жидкости находится в красной зоне, как можно скорее остановите машину на обочине и поставьте ее на паркинг (в машине с АКПП) или поднимите ручной стояночный тормоз. 

Затем выйдете из машины и посмотрите под переднюю часть автомобиля. Определите есть ли утечка жидкости. Если вы обнаружите небольшую утечку охлаждающей жидкости, которая попадает на дорожную поверхность, но не спешите паниковать и бежать выключать зажигание. В этом случае лучше всего дать двигателю поработать на холостых оборотах некоторое время. Если вы увидели, что весь антифриз оказался на дороге (или есть большая утечка), то придется сразу выключить двигатель. 

Но если утечка небольшая или ее вовсе нет, то оставить работающим двигатель при перегреве необходимо, чтобы избежать резкого перепада температуры, который может серьезно вывести силовой агрегат из строя.

Дело в том, что во время утечки охлаждающей жидкости происходит температурный всплеск, из-за того, что, по сути, прекращается отвод тепла, вырабатываемого мотором.

Но еще больший всплеск температуры происходит при существенном повреждении радиатора, помпы, шлангов системы охлаждения, радиатора печки и расширительного бачка. Особенно при быстрой полной утечке антифриза. В этом случае температура двигателя достигает максимальных значений очень быстро.

Напомним, что тепло от двигателя за счет физических процессов передается охлаждающей жидкости, которая циркулирует по системе охлаждения имеющая замкнутый малый и большой круг циркуляции.

Естественно жидкость не может циркулировать без физической силы. Эту роль выполняет водяной насос, который и поддерживает движение охлаждающей жидкости по системе охлаждения, которая к тому же имеет определенное давление. Соответственно при поломке водяной помпы, или разгерметизации системы происходит утечка жидкости и падение давления в системе охлаждение. В итоге двигатель начинает перегреваться, так как система охлаждения перестает выполнять свою функцию.

Также в системе охлаждения есть радиатор, через который проходят потоки воздуха вовремя движения машины. Соответственно, нагретая от тепла двигателя охлаждающая жидкость, проходя через радиатор, начинает отдавать тепло (остывать). В итоге температура антифриза падает до нормальных значений, и затем цикл повторяется. Естественно при повреждении радиатора охлаждения, антифриз также будет утекать из системы и приведет к недостаточному охлаждению мотора. 

Как мы уже сказали, при утечке антифриза происходит резкий температурный всплеск двигателя. Многие водители в этот момент совершают огромную ошибку, спеша, как можно скорее, выключить зажигание. Но в итоге это приводит еще к большему перегреву мотора.

Во время работы на холостом ходу, вы также можете нажать педаль газа, прибавив немного обороты двигателю. Это позволит увеличить скорость работы водяной помпы (если она исправна) и увеличить скорость циркуляции потока охлаждающей жидкости (в случае если весь антифриз не вытек на дорогу). 

Это также может помочь уменьшить время включения подкапотного вентилятора охлаждения, которым, как правило, оснащаются многие автомобили. Вентилятор охлаждения устанавливается, для того чтобы помогать системе охлаждения охлаждать антифриз циркулирующей в системе.

Также пока ваш перегретый автомобиль, который вот-вот закипит, работает на холостом ходу, откройте окна машины и включите отопление салона на полную мощь (печку).

Таким образом, система обогрева воздуха в салоне будет работать, как второй радиатор в автомобиле. Ведь включив максимальный режим отопления салона, позволит системе охлаждения выделять в салон больше тепла, что будет способствовать падению температуры антифриза, за счет естественного термообмена.

Если же вы после включения горячего обдува (включения обогрева воздуха в салоне) заметите, что воздуховоды внутри автомобиля не дуют горячем воздухом или же вы заметите, что температура на приборной панели не снижается, то вы должны сразу выключить двигатель.

Вероятно, в этом случае в вашей машине есть проблема с движением потоков охлаждающей жидкости, которая может быть вызвана неисправным водяным насосом или отсутствием жидкости охлаждения в системе, в связи ее полной утечкой. 

Поэтому в этом случае вам придётся как можно быстрее выключить двигатель, поскольку при полном отсутствии антифриза в системе работающий двигатель создаст еще больше тепла, которому некуда будет деться. В итоге существует риск сильного перегрева силового агрегата, что чревато серьезным ущербом. 

Основные симптомы

Современные автомобили, оснащены всевозможными системами защиты различных узлов. Поэтому перегрев «пропустить» сложно, но можно! Основные симптомы будут отображаться на приборах машины.

1) Если есть датчик температуры, то он «полезет» в красную зону, то есть пересечет уровень в 90 градусов Цельсия

2) Если нет датчика, то на приборной панели начнут появляться различные значки, по которым можно будет понять, что двигатель начинает перегреваться.

3) Из под капота, пойдет белый пар. Охлаждающая жидкость закипела, а поэтому по законам физики начинает испаряться, поэтому будет выделиться белый густой пар. Это очень яркий симптом.

4) Двигатель начнет работать не стабильно (когда стрелка окажется в красной зоне). Вызвано это тем, что металлические составляющие двигателя начинают расширяться.

Это основные симптомы, самый яркий как я уже написал, это белый пар который валит из под капота и так сильно пугает автомобилистов, особенно начинающих. Многие думаю, что это дым и даже убегают от автомобиля, думая что он сейчас взорвется.

Делать этого не нужно, нужно быстро предпринимать действия (о них чуть ниже), которые помогут спасти ваш мотор иначе могут наступить не поправимые последствия.

Бензонасос

Если ВАЗ не заводится на горячую (особенно если это старый автомобиль), то кроме всего прочего это может быть и слишком горячий бензонасос. Охлаждается это устройство в процессе перекачивания холодного бензина из бака. Но когда на улице жарко, бензин не может быть холодным. В итоге насос перегревается, запуск затрудняется. В некоторых случаях запустить двигатель и вовсе невозможно. Исправить данную неприятность можно путем прикладывания к корпусу насоса мокрой тряпки и периодического его охлаждения водой. Открывают капот, машину устанавливают в тень, дают мотору и всем остальным агрегатам нормально охладиться. Можно просто подождать, пока температура придет к норме. Также стоит помнить, что если насос уже был перегрет, то нормально работать он не больше не будет.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий