Полосы для движения
Движение в пределах проезжей части вне зависимости от ее ширины упорядочено, и порядок этот называется рядностью. Т.е. транспортные средства двигаются рядами в соответствии с полосами для движения. Полоса движения – любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд
Обратите внимание, точная ширина полосы в правилах не оговорена, но она должна быть достаточна для движения среднестатистического автомобиля (по всей видимости легкового), т.е. если принять ширину автомобиля за два метра, то ширина полосы должна быть примерно три метра
Возникает вопрос, откуда появился лишний метр. Все очень просто – автомобили не могут двигаться вплотную, между ними должно оставаться расстояние, называемое интервалом. При этом интервал должен быть безопасным, зависит безопасность интервала от скорости движения.
Рис. 5 Дорожные знаки, по которым можно определить количество полос. 5.15.1 — «Направления движения по полосам» 5.15.2 — «Направления движения по полосе» 5.15.7 — «Направление движения по полосам» 5.15.8 — Число полос» |
Настало время научиться определять количество полос для движения на проезжей части. Делается это очень просто, более того тремя возможными способами: самый простой – по разметке, достаточно пересчитать обозначенные полосы. Однако разметка не всегда присутствует, например, зимой она полностью стирается, это не должно поставить вас в тупик, существуют несколько знаков, по которым также можно определить количество полос, это знаки 5.15.1 «Направления движения по полосам», 5.15.2 «Направления движения по полосе», 5.15.7 «Направление движения по полосам» и 5.15.8 «Число полос» (рис. 4). В случае если отсутствуют и разметка и знаки количество полос определяют визуально, т.е. подсчитывают, сколько легковых автомобилей поместится на проезжей части с учетом интервала между ними (рис. 5).
На занятиях практически в каждой группе приходится слышать, что количество полос зависит от разметки. Нет и еще раз нет, разметку наносят в соответствии с количеством полос, а не наоборот. Подумайте, если я разрисую всю проезжую часть шириной в 3 метра полосками с расстоянием между ними в десять сантиметров, неужели получится 30 полос для движения?
Рис. 6 Количество полос для движения На приведенном рисунке на обеих дорогах по четыре полосы для движения. В первом случае они обозначены разметкой (А), во втором не обозначены (Б). Однако, наличие или отсутствие разметки не сказывается на общем количестве полос – количество полос зависит только от ширины проезжей части, а наносят разметку и устанавливают знаки в соответствии с количеством полос, но не наоборот. |
Стоит заметить, что не все так просто с определением количества полос, если оказывается, что их общее количество нечетное, а разметка отсутствует… Этот вопрос выходит за рамки нашего сегодняшнего занятия и будет обсуждаться позже, в главе «Расположение транспортных средств на проезжей части». Там же мы поговорим о таких особенных полосах как «Полоса для маршрутных транспортных средств» и о полосах с реверсивным движением.
В разрезе этой темы осталось выяснить — являются ли трамвайные пути полосой для движения. Для начала разрешим вопрос о ширине трамвайных путей: не путайте рельсы и трамвайные пути не одно и тоже, также как и колея автомобиля и его габариты. Если ширина полосы для движения определяется шириной автомобиля, то ширина трамвайных путей соответственно шириной трамвая. Таким образом получается, что автомобиль легко помещается на трамвайных путях, но несмотря на это трамвайные пути не являются полосой для движения, более того они не являются и проезжей частью, вспомните, по определению проезжая часть используется для движения безрельсовых транспортных средств. Несмотря на это, в некоторых случаях трамвайные пути могут использоваться и вами — водителями автомобилей. Об использовании трамвайных путей вы можете узанать в главе «Расположение транспортных средств на проезжей части».
Мнение Верховного Суда
Приведем пример решения Верховного суда:
Первое решение было вынесено в апреле прошлого года. Согласно термину «прилегающая территория» к ней относится территория, прилегающая к дороге, и которая не должна использоваться для сквозного движения ТС. Довод водителя о том, что на такой территории нет дорог, и правила здесь не действуют, несостоятелен, потому что на прилегающих территориях бывают элементы дорожной сети, а именно тротуар, проезжая часть и др. Именно это и представляет собой дорогу.
Видеоматериал о том, как использовать прилегающую территорию для разворота:
Будьте внимательны на дорогах и соблюдайте правила!
В статье использовано изображение с сайта infovideo.ru
Комментарии
Константин 25 Июнь 2020 в 14:03
Я не могу ответить на ваш вопрос, на изначально рисунке написано тротуар, я не вижу данного места в живу, на фото или карте.
Значение вафельной разметки и основные места ее нанесения
Вафельная дорожная разметка представлена в виде сетки из желтых полосок. Она обозначает периметр полотна, на который воспрещается заезжать на красный свет светофора при появлении задержки передвижения, что позволяет не препятствовать перемещению автотранспорта в диаметральном направлении (1.26 ПДД).
Желтая дорожная разметка размещается на пересечениях дорог с большой загруженностью. Однако сетка может присутствовать и на других участках дороги. Итак, обозначение наносится в следующих местах:
- Желтая сетка на перекрестках способствует регулированию движения машин на кольцевых съездах, а также с затруднительной комбинацией.
- В мегаполисах вафельница наносится не только на преграждениях проезжих частей, но и на самом участке дорожного полотна с увеличенной загруженностью. Они разделены рядом сплошных полос, поэтому для создания наиболее безопасных условий для передвижения по прямой, поворотов и разворотов применяется вафельная разметка.
Таким образом, вафельница выполняет 3 ключевые функции:
- очерчивает площадь для камер, которые в автоматическом режиме выписывают штрафы за остановку на вафельной разметке: штрафная санкция дисциплинирует водителей;
- повышает внимательность автолюбителей при проезде пересечений проезжей части;
- устраняет расширение пробок в левую и правую стороны, на другие улицы.
Является ли двор проезжей частью
Он говорит: «Вот поле, по полю проехала машина и протоптала колею. Написать и согласовать кучу бюрократических бумаг;2. Кроме того, там могут быть объекты сервиса, расположенные в пределах полосы отвода, тогда они тоже являются частью дороги. Я бы написал примерно так: «Прилегающая территория — территория, прилегающая к дороге, и находящаяся на земле, отведённой для строительства жилых, производственных, торговых и других объектов, и предназначенная для подъезда к этим объектам и их обслуживания (парковки, дворы, жилые зоны, предприятия и пр). То есть данный пункт Ваше определение прилегающей территории, как дороги, значительно снижает возможность найти место для остановки. Следовательно эта машина обустроила и приспособила полосу земли для своего движения, а может и ещё кого». Если внимательно прочитать Закон, то мы не найдём там ни внутридворовых дорог, ни дорог прилегающих территорий, ничего подобного. а если еще внимательней, то таки найдем: 14. Специалино для придир: «Прилегающие территории не считаются дорогами». 5.4.2 Знак 3.1 «Въезд запрещен»* устанавливают:- на участках дорог или проезжих частей с односторонним движением для запрещения движения транспортных средств во встречном направлении. К автомагистралям относятся автомобильные дороги, которые не предназначены для обслуживания прилегающих территорий Я не понимаю, это то Вам чем не нравится? Да, кстати, Вы так и не ответили на три вопроса из моего вчерашнего поста написанного в 10-34. Ну да автомагистрали не предназначены для обслуживания прилегающих территорий. На дорогах с несколькими проезжими частями, отделенными друг от друга бульваром или разделительной полосой, знак устанавливают для каждой проезжей части с односторонним движением;- на дорогах, обозначенных знаком 5.11, для предотвращения въезда транспортных средств навстречу общему потоку;- для организации раздельных въезда и выезда на площадках для стоянки транспортных средств, площадках отдыха, автозаправочных станциях и т.п.;- для запрещения въезда на отдельную полосу движения или отдельный участок дороги.________________На протяжении двух недель Вы периодически приписываете мне незаслуженные «подвиги», а я периодически вынужден Вас поправлять.
Ну да автомагистрали не предназначены для обслуживания прилегающих территорий. В конце мая 2020 года Верховный суд рассмотрит иск жительницы Воронежа, которая требует признать термин «перекресток» частично недействующим.Женщина настаивает, что любой выезд со двора или парковки является перекрестком, после которого действие запрещающих знаков прекращается.Таким образом она хочет оспорить свой штраф, выписанный ей в прошлом году за стоянку под запрещающим знаком на одной из городских улиц.
Дорожно-транспортное происшествие(ДТП) (п.2.5 ПДД)
При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить и не трогать с места транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки на расстоянии не менее 15 метров в населенном пункте и от 30 метров вне населенного пункта.
(п.2.6.1) Если в результате ДТП вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан овободить проезжую часть, если движению других ТС создается препятствие, предворительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение ТС по отношению к друг другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.
Если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате ДТП или характер и перечень видимых повреждений ТС:
1- вызывают разногласия участников ДТП, водитель причастный к нему, обязан записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления ДТП.
2 – не вызывают разногласий участников ДТП, водители не обязаны сообщать в полицию, могут оставить место происшествия и оформить документы о ДТП с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем посту ДПС.
3 – если в ДТП участвуют только два ТС (включая прицепы к ним) и не вызывают разногласий участников ДТП оформить документы можно без участия сотрудников полиции, заполнив бланк извещения о ДТП в соответствии с правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев ТС.
4 – оформлять документы о ДТП не требуется – если у каждого из участников ДТП отсутствует необходимость в оформлении этих докуметов.
(п.2.7) Водителю запрещается пользоваться во время движения телефоном, необорудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.
А сейчас проверьте себя, как вы усвоили тему ПДД Общие положения.
Билеты ПДД по теме
Простой перекресток
Давайте начнем с простого перекрестка двух дорог, имеющих по одной проезжей части.
Обратите внимание! На этом изображении, и на всех последующих отсутствует какая либо дорожная разметка. Объясняю почему
Все просто, если дорога не односторонняя и по ней не организован особый режим движения, встречная полоса в соответствии с п.9.1 ПДД существует всегда независимо от того есть разметка на дороге или нет.
Посмотрим на иллюстрацию пересечения проезжих частей, которую нам предлагают экзаменационные билеты:
Во-первых, при таком определении, в случае наличия на дороге двух проезжих частей невозможно выполнить разворот по малому радиусу ни при каких обстоятельствах, на сколько узкой или широкой не была бы разделительная полос. При развороте мы всегда совершим выезд с пересечения проезжих частей, не покинув перекрестка, и если при этом окажемся на встречной полосе пересекаемой дороги это уже будет поворот, и нарушение п.8.6 ПДД .
Наша задача опровергнуть это определение.
Второй момент это по неизвестным причинам оставленный без внимания участок перекрестка на закруглении проезжих частей.
Давайте еще раз по-новому взглянем на перекресток:
Перекресток — это пересечение двух дорог, соответственно и пересечение двух проезжих частей этих дорог, также на перекрестке есть еще проезжие части на закруглениях, расположенные только на перекрестке, соединяющие пересекающиеся проезжие части дорог.
Например рассмотрим маневр поворот, он состоит из трех этапов
- Движение по полосе дороги 1
- Движение по полосе на перекрестке
- Движение по полосе дороги 2
По определению полосы движения:
— противоречия в нахождении полосы движения на перекрестке нет. В случае поворота наша полоса параллельна закруглению проезжей части на перекрестке.
По определению проезжей части:
— сомнений, что участок перекрестка вдоль закругления является проезжей частью нет.
Есть мнение, что перекресток дорогой не является — оно не верно!.
Пересечение не может разделить дорогу на части, и на пересечении дорога также продолжается, со своей проезжей частью и полосами движения на этой проезжей части
Определение перекрестка необходимо для регулирования дорожного движения на пересечении дорог, а равно на пересечении проезжих частей, равно на пересечении полос движения. Все элементы дороги пересекаются, а не разделяются. Единственный случай прерывания проезжей части — это перекресток с круговым движением, но дорога при этом не прерывается.
В итоге схема пересечения проезжих частей согласно определениям ПДД выглядит так:
Расположение транспортных средств на перекрестке не регулируется, но надо понимать, что на перекрестке дорога не заканчивается и необходимо выполнять все требования расположения транспортных средств вне перекрестка, а маневры выполнять в соответствии с требованиями маневрирования и проезда перекрестков. И помнить, маневрирование на перекрестке осуществляется также на проезжей части, расположенной на перекрестке и по полосам движения, которые определяются в соответствии с п.9.1 ПДД. Просто на простых перекрестках эти проезжие части менее выявлены и находятся в основном в зоне пересечения, а на сложных перекрестках наличие отдельных проезжих частей уже более выражено, яркий пример этому — перекресток с круговым движением или дорожные развязки на трассах в одном уровне.
Если бы составителями экзаменационных билетов не было навязано ошибочное толкование Правил дорожного движения, количество спорных ситуаций на перекрестках значительно бы уменьшилось.
Простыми словами:
В одном из государств содружества это уже прописано в ПДД и нет необходимости выводить определение такими обширными теоретическими рассуждениями.
Цитата из ПДД Эстонии:
Вот так просто в ПДД Эстонии решен вопрос и с пересечением проезжих частей и с трамвайными путями.
Далее мы рассмотрим уже простые для нас пересечения проезжих частей на сложных перекрестках.
Безопасность
Когда соседние полосы движения заняты, некоторые водители, нарушая ПДД, начинают обгон по разделительной или обочине. Часто такие маневры заканчиваются очень печально. При этом страдает не только нарушитель, но и законопослушные водители. Нарушителя наказывает Уголовный кодекс.
При повреждении дороги и расположенных на ней сооружений применяются нормы закона ФЗ №196 от 2013. Штраф для физических лиц колеблется от пяти до десяти тысяч. За нарушение могут принять повреждение дорожной разметки. За разрушение конструктивных элементов разделительной полосы юридическому лицу, в том числе и индивидуальному предпринимателю, придется заплатить триста тысяч. Такое наказание действует в 2016, но уже сейчас размер уплаты предлагают увеличить.
В последние годы обустройство автомагистралей начинает принимать цивилизованный вид. Возводятся современные надземные и подземные переходы. Применяется новый вид пешеходных переходов — диагональные. Реконструируют и разделительные полосы: увеличивают высоту конструктивных элементов. На особо опасных участках теперь на обочину въехать нельзя — помешает высокий заградительный барьер. Сообщается, что дорожное строительство будет продолжено.
Является ли парковка проезжей частью
Смахует на бред — исходя из вышеизложенного определения дороги. Дорога по полю у меня за двором — уж точно названия не имеет и не может иметь. Равно как и любая другая полоса земли ПРИСПОСОБЛЕННАЯ ля движения ТС
Платить мне было не охота, штрафу хотелось. Но мент долго шутил, в итоге прямо попросил на магарыч, дословно. Говорю ему «100рэ!», мент «я что, парковщик», я опять «100!». Согласился мент на парковщика, кинул я ему на панель, он аж поперхнулся, говорит заметят! Я ему заметил что остановка под носом и все и так видят все. Ещё заметил менту, что стоять я там буду все равно. Дешевле им дать на лапу раз в год, чем за стоянку платить через дорогу.
Как правильно проехать диагональную разметку?
13.2. Запрещается выезжать на перекресток или пересечение проезжих частей, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении.
13.2. Запрещается выезжать на перекресток, пересечение проезжих частей или участка перекрестка, обозначенного разметкой 1.26, если впереди по пути следования образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, за исключением поворота направо или налево в случаях, установленных настоящими Правилами.
Примечание. Новый пункт 13.2 с точки зрения русского языка составлен некорректно, однако он был официально опубликован именно в таком виде.
В пункт 13.2 также внесены дополнения, относящиеся к новой разметке. Теперь требование распространяется на 3 ситуации:
- выезд на перекресток;
- выезд на пересечение проезжих частей;
- выезд на участок перекрестка, обозначенный разметкой-вафельницей.
При этом выезжать запрещается лишь в том случае, если водитель не сможет проехать перекресток или разметку без остановки. Так что если дорога за перекрестком свободна, нужно просто проехать через разметку.
Кроме того, существуют несколько исключений при поворотах налево или направо:
- Остановка при повороте, чтобы уступить дорогу пешеходам или велосипедистам (пункт 13.1 ПДД);
- Остановка при повороте налево, чтобы уступить дорогу встречным транспортным средствам (пункты 13.4 и 13.12 ПДД).
- Остановка при повороте под зеленую стрелку светофора в дополнительной секции, включенную одновременно с желтым или красным основным сигналом, чтобы уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений (пункт 13.5 ПДД);
- Остановка при повороте на неравнозначном перекрестке с второстепенной дороги, чтобы уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по главной дороге (пункт 13.9 ПДД);
- Остановка при повороте на неравнозначном перекрестке, где главная дорогая меняет направление, чтобы уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге справа (пункт 13.10 ПДД);
- Остановка при повороте на перекрестке равнозначных дорог, чтобы уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа (пункт 13.11 ПДД);
Еще раз обратите внимание на две перечисленные выше ситуации. Они позволяют водителю остановиться на перекрестке
Однако существует несколько ситуаций, в которых выезжать на пересечение проезжих частей нельзя:
- При движении прямо, если за перекрестком стоит автомобиль (на картинке — красный) и места для Вас недостаточно.
- При повороте направо или налево, если за перекрестком образовался затор. В отличие от пешеходов, для пропуска которых остановиться можно, остановка при заторе повлечет наложение штрафа.
- Любая остановка на разметке при развороте (даже для того, чтобы пропустить встречные автомобили).
Как правильно проехать перекресток с разметкой-решеткой:
- Если Вы планируете выполнить разворот, то лучше откажитесь от маневра. На оживленной дороге выполнить его без остановки практически невозможно.
- При движении прямо или повороте для начала остановитесь перед перекрестком и посмотрите в требуемом направлении. Если по перекрестку продолжают ехать автомобили, то подождите, пока они проедут. После этого оцените, хватит ли Вам места за перекрестком. Если да, то начинайте движение. Если нет, то ожидайте, пока место не освободится.
- При движении через разметку не останавливайтесь, за исключением разрешенных случаев (пропуска пешеходов при повороте, пропуска встречных при повороте налево).
Как определить прилегающую территорию, и действуют ли ПДД на таких участках
Рассмотрим признаки перекрёстков: светофоры и дорожные знаки. Следуя стандартам, светофоры устанавливают исключительно на регулируемых перекрёстках и таких же пешеходных переходах. На местах выезда из прилегающих зон их не ставят. Дорожные знаки 2.3.1 «Пересечение со второстепенной дорогой» и 2.3.7 «Примыкание второстепенной дороги» устанавливают только перед перекрёстками. Прилегающая территория, ни какими знаками или указателями не обозначается.
На таких участках не запрещено движение, как таковое, не запрещён въезд или выезд из неё. Движение по данной территории регулируется правилами дорожного движения, ими же и определяется. Итак, «прилегающая территория» — это территория, которая близка к дороге, но не ориентирована на сквозное передвижение по ней ТС. К такому определению относятся парковки, жилые зоны, дворовые территории, АЗС и др.
Транспортные потоки
Разделительные полосы устанавливают для обеспечения безопасного движения по многополосным дорогам противоположного направления. На федеральных и межгосударственных автомагистралях они могут разделять транспортные потоки попутного направления. Ширина определяется ГОСТом Р 52399-2005. Допустимая ширина — шесть метров, внутри может располагаться газон. Если установлены ограждения (бетонные или металлические), тогда ее ширина — 2 метра. На двухполосные дороги второй категории разделительные ограждения не устанавливают. Проезжие части разделяют двойной сплошной разметкой 1.3. Расстояние между сплошными 1.3 равно ширине каждой из линий.
На некоторых городских трассах проезжая часть имеет широкие разделительные полосы, выделенные визуально горизонтальной сплошной разметкой 1.2.1.
https://youtube.com/watch?v=WP7ylNS9Wwk
Обочина
Обочина — это часть дороги, которая на современных федеральных автомагистралях зачастую асфальтовая. На особо опасных участках проезжая часть ограничивается специальным барьером, не допускающим съезд за дорожное полотно. Проезжие части отделяются от обочины горизонтальной сплошной разметкой 1.2.1 или прерывистой 1.2.2. Белая сплошная часто дополняется желтой сплошной. Въезд на такую сдвоенную сплошную разрешен только в крайнем случае. Например, обнаружена неисправность автомобиля.
На трассах регионального или местного значения обочина может быть выполнена из гравия, щебня, песка. Пункт 12.1 ПДД разрешает не только остановку на обочине, но и стоянку. Главное условие «не создавать помеху» другим участника дороного движения. Штраф за езду по обочинам предусмотрен статьей 12.15 КоАП и составляет 1500 рублей.
Переходы и дорожки
Пешеходы считаются равноправными участниками дорожного движения. Для них предназначены:
- велопешеходные дорожки;
- переходы.
Дорожки не пересекают полосы движения ТС. Проезд автомобилей по ним запрещен.
Переходы подразделяются на три группы:
- наземные;
- надземные;
- подземные.
Наземные — участки дороги, по которым движение пешеходам разрешено. Они обозначаются знаком 5.19.1. Если проезжая часть имеет разделительную полосу, тогда они устанавливаются и на ней. На регулируемых перекрестках знаки разрешено не устанавливать. Разметка, по определению, данному в первом разделе ПДД, в некоторых случаях может отсутствовать.
Надземные и подземные переходы размещаются в зоне многополосных дорог и обозначаются знаками. Если после строительства надземного перехода не удалена разметка «зебра», переход по ней запрещает пункт 4.3 Правил. Но оштрафовать пешехода инспекторы ДПС не смогут. За нарушения правил установки знаков и разметки участники дорожного движения не отвечают.
Сопутствующие знаки ПДД
Красная разметка, как правило, используется совместно с дублирующими знаками. В соответствующих местах должны быть установлены:
знаки, обозначающие приближение или границы пешеходного перехода
знак «Дети» (устанавливается в местах близкого расположения, садиков, школ и иных детских учреждений)
знак «Велосипедная дорожка» устанавливается в местах наличия отдельных полос для движения велосипедистов и пересечения велосипедных дорожек с проезжей частью
знак «Дорожные работы» применяется для предупреждения водителей о проведении ремонтных работ и наличия временной разметки
знаки, запрещающие остановку или стоянку
знаки, предупреждающие о приближении к опасным поворотам
знак, предупреждающий об иной опасности