Основы реверсивного движения

Как идентифицировать реверсивную полосу?

Реверсивное движение всегда имеет определенную организацию в пределах дорожного полотна. К примеру, устанавливается определенный дорожный знак, который может означать начало реверсивной полосы, а также ее окончание. Другими словами с помощью дорожных знаков ограничиваются пределы реверсивного движения на дороге, для того, чтобы автолюбители могли ориентироваться какие правила действуют на определенном участке дороги.

Определенной особенностью реверсивного движения является также дорожная разметка, которая чаще всего обозначается с помощью прерывистой двойной линии, разрыв которой должен составлять третью часть от самой полосы.

Чаще всего реверсивная полоса располагается в центре дороги, поэтому если в пределах видимости не наблюдается дорожных знаков или работающего реверсивного светофора, то выезжать на такую дорожную полосу крайне опасно, поскольку не известно в какую сторону в данный момент времени разрешено движение.

Итак, что касается реверсивного светофора, то он имеет определенную конфигурацию, согласно которой зеленая стрелка вниз разрешает движения, а буква «Х» красного – цвета наоборот запрещает. В некоторых разновидностях реверсивных светофоров предусмотрен также желтый сигнал, представляющий собой стрелку, указывающую одновременно вверх и вниз. При работе этого сигнала светофора у водителя появляется правовая возможность перестроиться на ближайшую дорожную полосу.

Понятие реверсивного движения

В ПДД понятие о реверсивном движении внедрили относительно недавно. Но уже сейчас вопрос о нем вписывается в билеты, когда человек сдает на права.

Фактически это отдельная полоса, которая в обычном режиме движения без перегрузки автомагистрали остается пустой. По ней может проезжать спецтранспорт и машины с особыми привилегиями в виде сигнальных маячков, сирен и пр. Обычным водителям туда въезд противопоказан, если дорожная ситуация не предусматривает иного. Поскольку полоса служит для разгрузки движения, просто так на нее выезжать не рекомендуется.

Если вы живете в спальном районе мегаполиса, ездите на работу в центр, а вечером возвращаетесь домой, вам до боли в душе будет знакома следующая ситуация.

Сначала утренние пробки по пути на рабочее место, а затем такие же пробки, где вы стоите чуть ли не с теми же водителями, пытаясь добраться к родным, лечь в родную кровать и отдохнуть. А завтра все повторится.

Реверсивное движение позволяет частично решить эту проблему, когда большая часть машин движется в одну сторону, а меньшая в противоположную. Объективно обидно, когда ты стоишь в пробке, а движение в противоположном направлении практически свободное. Чтобы компенсировать этот недостаток, применяется это самое реверсивное движение. В зависимости от условий или времени суток, по этой полосе можно двигаться в оба направления. Такие полосы давно эксплуатируются в США и Европе, и лишь недавно начали внедряться у нас.

Начинающему водителю и автомобилисту с опытом одинаково важно разобраться в нововведениях. Для начала предлагаю разобраться в особенностях информирования автомобилистов о реверсивном движении (РД)

Для начала предлагаю разобраться в особенностях информирования автомобилистов о реверсивном движении (РД).

Специальная разметка

Едите вы себе спокойно по городу, поглядывая на разметку. И порой она кажется предельно одинаковой.

Как же тогда понять, что та или иная полоса относится к реверсивным? Все довольно просто. Есть специальные требования и нормы относительно того, как выглядит специализированная разметка. Здесь применяется двойная прерывистая линия. Обязательно ее запомните, поскольку иначе существует большой риск слишком поздно понять, что вы совершили выезд не на ту полосу. Особенно это опасно при встречном движении по ней.

Разметка наносится между обычными полосами, которые разделяют транспортные средства, движущиеся в противоположном и одинаковом с вами направлении. Фактически это выделенная полоса посередине автомагистрали или городской дороги.

Проблема разметки заключается в том, что с течением времени она может стираться, а зимой ее заносит снегом. Потому крайне важным является наличие дополнительных индикаторов в виде знаков и светофора.

Еще существует разметка без выделенной полосы в центре, а просто с двойной прерывистой полосой. Это говорит о том, что на таких участках реверс возможен при условии включения соответствующих сигналов светофора. И тогда машины из встречного потока получают право занять полосу, по которой движетесь вы. Либо наоборот. Если у каждого направления было по 2 полосы, при реверсе одним дается 3, а другие движутся только по 1 полосе.

Знаки

Если посмотреть на фото, вы можете увидеть 3 различных знака или указателя, которые применяются в качестве обозначения для дорог с реверсивным движением.

  • Знак 5,8 устанавливается в самом начале выделенной полосы. Указывает на начало дороги реверсивного типа. По ней можно определить, откуда начинается соответствующий участок. Это белый квадрат с синим фоном и белой стрелкой, указатель на которой направлен в обе стороны (вверх и вниз);
  • 5,9. С помощью такого указателя водитель понимает, что зона с реверсивным движением заканчивается. Выглядит практически точно так же. Только еще здесь есть красная линия, перечеркивающая стрелку;
  • 5.10. Такой знак указывает, что вы осуществляете выезд на дорогу с РД. Тут форма и цвета те же, что и для 5,8, только стрелки направлены влево и вправо.

Дополнять такие знаки могут пояснительные таблички, если направление движения меняется в зависимости от времени суток или дней недели.

Светофор

По ПДД для определения направлений и правил перемещения по полосам с РД используются специальные светофоры.

На их счет следует знать несколько важных моментов:

Правила дорожного движения для реверсивных участков

Соблюдение правил дорожного движения поможет избежать аварийной ситуации на дороге и штрафов

Придерживаться их крайне важно ввиду того, что реверсивная часть дороги отличается повышенной аварийностью

Выезд на полосы

Выезжать на полосу реверсивного движения разрешено при соблюдении следующих условий:

  1. Наличие работающего светофора, где горит зеленый цвет.
  2. Установленный знак 5.8.

Во втором случае важно смотреть на указатель, который находится около символа. Так, при 8.5.1 можно выезжать на полосу исключительно в праздники и выходные

При отсутствии вспомогательного указателя ориентиром будет выступать светофор либо же на данном участке должен находиться регулировщик.

Если запрета нет, то въезжать на полосу для езды в любую сторону можно со всех направлений. Покидать ее можно исключительно на правый крайний ряд.

На светофоре

Для реверсивного движения характерен особый светофор. Обычно он имеет два сигнала – зеленый и красный. Красный запрещает вступление на ряд с изменяющимся направлением, езду по нему либо же требует переместиться вправо, если машина уже там. Зеленый же разрешает двигаться по полосе. Также на светофоре может быть желтый сигнал. Он обозначает то, что скоро направление движения изменится. Каждая из полос, в случае если их несколько, будет оснащена отдельным светофором.

Если светофор есть, но он не работает, а разметка 1.9 имеется исключительно слева, многофункциональный ряд становится обычным. Если прибор выключен, а линия находится посередине дороги, езда запрещена.

Проезд по мосту

При проезде по реверсивной системе на мосту правила будут те же, что и при движении на обычной части дороги. Возможно выделение одного либо нескольких рядов со сменой направления или без нее. При движении с реверсом на мосту нужно ориентироваться на дорожные знаки, разметку и светофор.

На перекрестке

Сложности с реверсивным движением на перекрестке обычно связаны с тем, как на данном участке нужно повернуть:

  1. Если вы въезжаете на пересечение дорог с началом полосы с изменяющимся направлением вначале надо занять правое крайнее положение. Лишь после поворота с него можно перестраиваться на реверсивное движение.
  2. Если машина уже едет по реверсивной полосе, и на перекрестке требуется двигаться прямо, правила будут аналогичны обычному движению в данной зоне. То есть, вы должны руководствоваться сигналами обычного светофора. При отсутствии такового нужно уступить автомобилю, который движется справа (если дороги являются равнозначными) либо едет по главной дороге.
  3. Если автомобиль следует по реверсу, и требуется свернуть на перекрестке, это делается с крайней полосы справа. При этом то, в какую сторону планирует двигаться машина, значения не имеет.

Другие особенности реверса

Помимо того, что уже было сказано, реверсивное движение предполагает следующие правила:

  • Обгонять другие машины на многофункциональной полосе можно, но делать это нужно, учитывая пункт 11 Правил Дорожного Движения.
  • Въезд на реверсную полосу, которая с двух сторон ограничена разметкой 1.9 при выключенном светофоре либо красном сигнале, может быть приравнен к движению по встречной полосе.
  • Разворот с реверсной полосы может быть сделан, если разметка 1.9 не разделяет полосы, что предназначены для езды по встречным направлениям.

Сколько реверсивных полос движения на дороге?

На первом плане для автомобилиста всегда должны быть знаки начала и окончания реверсного участка, а затем светофор и разметка.

Разметка дорог

Для разметки реверсивного движения используются двойные белые прерывистые линии. Соотношение между основной частью линии и разрывами равно 3:1. Этот вариант обозначения разметки именуется 1.9.

Специальных знаков, свидетельствующих о наличии реверсных дорог нет, что требует особого внимания на дороге, особенно зимой и в плохую погоду.

В случае наличия реверсных полос, но отсутствия реверсного светофора, выезд на этот участок категорически запрещен, поскольку он расположен по центру магистрали.

Есть два вида разметки:

  1. Одна линия двойных прерывистых полос по центру дороги. Тогда реверсивными считаются две полосы, которые расположены с обеих сторон от разметки.
  2. Несколько реверсных линий на дороге. Тогда реверсными принято считать те дорожные полосы, которые обозначены разметкой с обеих сторон.

Дорожные знаки

Существует несколько знаков реверсивного движения:

  1. Знак 5.8 изображен в виде вертикальной белой полосы с наконечниками вверх и вниз – указывает на начало реверсной дороги.
  2. Знак 5.9 подобный знаку 5.8, но перечеркнут полосой красного цвета – обозначает окончание реверсной дороги.
  3. Знак 5.10 нарисован в виде горизонтальной белой полосы с наконечниками направленными влево и вправо. Он обозначает наличие реверсной дороги впереди. Отличие этого знака от 5.8 в том, что он устанавливается лишь на перекрестках.

В связи с тем, что реверсный тип движения может включаться только в определенные дни или время, то вместе с дорожными знаками могут быть повешены специальные таблички с отметками от 8.5.1 до 8.5.7. Иногда дополнительно ставят знаки, показывающие на направление движения по полосам (5.15.1 или 5.15.7).

Знак 5.15.1 указывает, с какой полосы разрешается поворачивать направо или лево. Так, поворот на перекрестках направо возможен с крайней правой полосы, а налево – с левой.

Нарушение правил реверсивного движения грозит штрафами, величина которых зависит от типа нарушения.

Согласно со ст. 12.15 КоАП, выезжая с реверсивного отрезка дороги, следует перебазироваться в правый ряд. За несоблюдение выписывают штраф на сумму – 500 рублей.

Игнорирование правил выезда на реверсную дорогу согласно с указаниями светофора, светит штрафом в 1000 рублей согласно с ст. 12.12 ч. 1 КоАП.

Объезд препятствий на пути по левую сторону, с выездом на встречную полосу (пересечение разметки 1.9), рассматривается согласно с ст. 12.15 ч. 3 КоАП, а штраф составляет 1000 – 1500 руб.

Неверное размещение автомобиля на перекрестке, согласно ст. 12.15 ч.1 КоАП стоит 1500 рублей штрафа. Поворачивать с реверсивной полосы налево на дорогу с обычным двухсторонним передвижением нужно так, чтобы на ней автомобиль занял крайнюю правую позицию.

Знание и соблюдение правил на дороге – это отсутствие ДТП, штрафов и пробок.

Правила движения по реверсивным полосам

Реверсивное движение, организованное с помощью специальных светофоров

Рассмотрим, как правильно двигаться по полосе реверсивного движения, организованной с помощью светофоров. Это способ организации реверсивного движения является самым эффективным и потому – наиболее массовым и предпочтительным. Его очень часто применяют в городском цикле. А все потому, что режим движения здесь можно менять ситуативно и мгновенно (путем переключения сигналов светофора). Такая организация движения должна включать в себя (как минимум!) три элемента: реверсивные светофоры, дорожные знаки и горизонтальную разметку.

На начало и конец такой дороги будут указывать:

во-первых, уже упомянутые дорожные знаки 5.8 и 5.9, информирующие водителя о въезде на дорогу с полосами для реверсивного движения или выезде с нее (соответственно);

во-вторых, дорожная разметка 1.9, которая наносится либо с обеих сторон от реверсивной полосы,

Дорожная разметка 1.9 с обеих сторон реверсивной полосы

либо только с левой ее стороны.

Дорожная разметка 1.9 с левой стороны реверсивной полосы

Запутаться в том, является ли полоса реверсивной, не получится, ибо над каждой такой полосой обязательно размещается реверсивный светофор, который и будет регламентировать движение по ней. Реверсивные светофоры через некоторые расстояния повторяются, что позволяет создать динамику смены его сигналов и, следовательно, максимально быстро менять режим движения по таким полосам в случае необходимости.

Реверсивные светофоры

Важнейшая роль на такой дороге будет принадлежать именно светофору, сигналы которого укажут водителю на 4 основных сценария развития событий. Проанализируем их сущность.

Сценарий №1: «зеленая стрелочка»

Включенный сигнал реверсивного светофора в виде зеленой стрелки, расположенный над конкретной полосой, указывает водителю на то, что ему разрешается занимать эту полосу для дальнейшего движения.

Следовательно, водитель может перестроиться на реверсивную полосу и, тем самым, продолжить движение уже по ней. А может и воздержаться от выезда на нее. Это – дело самого водителя!

Сценарий №2: «красный крестик»

Данный сигнал реверсивного светофора является запрещающим. Выезд на полосу реверсивного движения категорически запрещен. И он однозначно требует от водителя воздержаться от перестроения на реверсивную полосу. Или же немедленно покинуть ее и перестроиться правее (если он ранее двигался по ней).

Дальнейшее движение по реверсивной полосе исключено, ибо она отныне будет использоваться для реверса – движения во встречном направлении.

Сценарий №3: «желтая стрелочка» (при ее наличии в поле светофора)

Подобный сигнал реверсивного светофора информирует водителя о том, что ему рекомендуется приготовиться к перестроению на правую (нереверсивную) полосу и желательно уже начать такое перестроение.

Просто следующие светофоры, установленные над этой же полосой через некоторое расстояние, будет иметь в своем поле «красный крестик» и, значит, запрещать дальнейшее движение по полосе. Поэтому водителю-то и предлагается уже заранее начать готовиться к такой перспективе развития событий.

Сценарий №4: все сигналы светофора выключены

Несмотря на, казалось бы, бездействие реверсивного светофора, такой режим требует от водителя максимальной внимательности и осторожности

Важно запомнить главное: если светофоры внезапно отключились или изначально не работали, то водитель должен отказаться от выезда на полосы, у которых разметка 1.9 («двойная прерывистая») расположена справа (это так называемые «абсолютно реверсивные полосы»). или же немедленно покинуть такие полосы

или же немедленно покинуть такие полосы.

Полосы же, у которых «двойная прерывистая» расположена только слева, допустимо занимать для движения в попутном направлении.

При таком сценарии полосы, не являющиеся «абсолютно реверсивными», как бы «возвращаются» водителям для организации классического – «нереверсивного» движения.

Таким образом, реверсивное движение, организованное с помощью специальных светофоров, подчиняется действию сигналов светофора. При этом дорожные знаки 5.8 и 5.9, а также разметка 1.9 указывают на границы такого участка дороги.

Знак Реверсивное движение – базовые понятия

На дорогах с реверсивными полосами движения транспорта возможен проезд автомобилей и грузовиков в противоположных направлениях. Естественно, не одновременно: реверсивные полосы в один день недели могут быть предназначены для езды в одном направлении, а в другой день – совершенно в противоположном. Например, в будние дни выделяется больше полос для движения в город, а в выходные – из города. Возможно переключение в зависимости от времени суток (то есть в «часы пик»), наличия праздничных и выходных дней и т.п.

Отсюда следует характерная особенность реверсивного движения автотранспорта – оно организуется на части дороги, обычно на одной (максимум на двух) полосах. Не бывает полностью реверсивных автомагистралей. При сужении дорог вне городов реверс автомобильного движения представляет нешуточную опасность и потому не встречается. Разнонаправленная организация транспортных потоков предполагает центральное расположение реверсных полос, их достаточное количество и четкое обозначение – не только посредством знаков.

https://youtube.com/watch?v=umMI0LRkFF8

Знаки согласно ПДД

Знак реверсивного движения имеет номер 5.8. Он устанавливается там, откуда начинается соответствующая полоса. Символ дублируется на каждом перекрестке, если ряд не превратился в обычный

Это основной знак, на который следует обращать внимание. Но есть и другие, имеющие отношение к описываемому типу использования автодороги:

  • 5.9. Располагается там, где заканчивается реверсивный участок.
  • 5.10. Находится на перекрестке и сигнализирует, что авто выехало на дорогу с полосой, где потоки транспорта меняют направление.
  • 5.15.1, 5.15.2. Располагаются рядом с 5.8 и показывают, откуда разрешается поворачивать.

5.15.7. Тоже иногда устанавливается с 5.8 для определения количества полос с переменчивым направлением и стороны, куда разрешается ехать.

Помимо дополнительных знаков рядом с 5.8 могут закреплять таблички 8.5.1-8.5.7. Они указывают период времени, в течение которого открыт реверс.

Ещё на AutoLex.Net:

Виды ответственности за нарушение ПДД согласно КоАП

Что представляет собой реверсивное движение

В разное время суток потоки машин неравномерно распределены. Например, утром, когда люди едут на работу движение преимущественно с окраин в центр, а вечером наоборот. Чтобы сбалансировать движение были придуманы специальные ряды, езда по которым возможна в обе стороны.

Для регулирования используют:

  • дорожную разметку;
  • специальные символы в виде знаков;
  • реверсивные светофоры.

В нужное время включается зелёный сигнал для одного из направлений и загорается красный для противоположного. Мера призвана снизить количество пробок на узких участках дороги или в условиях увеличенного потока машин. Итак, рассматривая понятие реверсивный светофор и что это такое отмечается, что это дорожный символ, призванный регулировать проезд на специализированных участках.

Реверсивное движение: методы организации

Главной особенностью реверсивных дорог является то, что транспорт по ним может ездить в любом направлении. Чтобы избежать чрезвычайных ситуаций, движение по возвратным полосам регулируется сотрудниками дорожной полиции, светофорами и дорожными знаками.

Заезд и съезд с реверсивной дороги обозначается дорожным знаком. Перед съездом с полосы водителю следует быть особенно внимательным, так как ему придется перестроиться в правый крайний ряд, даже если ему нужно поворачивать налево. Несоблюдение этой нормы повлечет за собой штрафные санкции. О дорожных знаках и других вспомогательных элементах – далее в тексте.

Дорожная разметка. Реверсивная полоса расположена по центру дорожной магистрали. Она имеет специальную разметку, которая обозначена двумя широкими прерывистыми белыми линиями.

Реверсивные светофоры. Такие устройства устанавливают на полосах для регулировки движения. На каждой дороге устанавливается один светофор. Поэтому, если на трассе имеется участок с несколькими возвратными полосами, для каждой из них выделяется отдельный светофор. Реверсивный светофор работает по обычной схеме. Красный цвет указывает на запрет движения. Желтый указывает, что скоро можно будет трогаться. Зеленый цвет указывает, что проезд разрешен.

Согласно ПДД, светофор может быть расположен над полосами движения. В этом случае он может быть в двух вариантах: с 2 дисплеями – крест красного цвета (указывает на необходимость остановить любое движение) и стрелка зеленого цвета (разрешает нажать на педаль газа), а также с 3 дисплеями – добавляется желтая стрелка, она направлена вправо или влево и информирует водителя о необходимости перестроиться в одну из полос.

Знак возвратного движения. Этот элемент относится к группе «знаки особых предписаний», которые служат для ввода или отмены определенных режимов движения. Такой способ обозначения реверсивной полосы применяется реже других. Знак, обозначающий начало реверсивной полосы, представляет собой синий квадрат, на котором изображена двусторонняя стрелка. В конце дороги устанавливается такой же знак, только в этом случае квадрат, перечеркнут черной полосой.

Похожее Штраф за отсутствие тахографа — статья и актуальная информация

Парапеты. Высокая аварийность на наших дорогах связана не только с большим трафиком, но также с нехваткой специальных светофоров и дорожных знаков. Поэтому часто реверсивные полосы выделяются бетонными блоками и металлическими парапетами. Такая защита позволяет оградить выделенную полосу и таким образом уберечь транспорт и людей от ДТП. Парапеты имеют жесткую конструкцию с прорезиненными прокладками. Такое ограждение может быть временным или постоянным.

Наличие светофоров и знаков дает водителю возможность быстро разобраться, где именно начинается реверсивная полоса и как она работает.

Обозначения

Принцип организации реверсивного движения позаимствован из зарубежного опыта успешного решения проблемы заторов на столичных дорогах Великобритании, Франции, Италии, Японии, крупных американских городов. Для снижения аварийности разработаны специальные средства регулирования. Правила дорожного движения содержат особые указания, объясняющие принципы передвижения по таким дорогам, выезды и заезды на них, совершение обгонов и пр.

Разметка

Обнаружив по левую сторону двойную штрих-линию, водителю следует сконцентрироваться на сигналах светофора или жестах регулировщика, поскольку только они подскажут изменение движения потока в этой непостоянной полосе

Для выделения на дорожном полотне реверсивной полосы используют двойную линию с разрывом типа 1.9. Она может быть нанесена одним из двух вариантов:

  • с двух сторон реверсивного потока;
  • слева от водителя, если одновременно с разметкой применяется светофор.

Не запутаться в направлениях помогают специальные знаки в начале реверсивной разметки и горизонтально размещённые над каждым потоком светофоры.

Знаки

Эти знаки предупреждают о начале и конце реверсивного движения, въезде с других улиц

О начале и прекращении реверсивного движения предупреждают специальные дорожные знаки:

  • 5.8 — при въезде на дорогу и после каждого перекрёстка, если после него полоса продолжается;
  • 5.9 — в конце реверсивной полосы;
  • 5.10 — при въезде с других улиц.

Так как реверс включают в определённые дни и часы, то очень часто знаки сопровождают указательные таблички типа 8.5.1–8.5.7.

Такие обозначения определяют, в какое время включается реверсивное движение на данном участке дороги

Реверсивный светофор

Дисплеи светофора загораются согласно графику передвижения и дорожной обстановке на конкретном участке реверсивной полосы

Для регулировки движения по полосам реверсивного движения используют специальные светофоры, размещаемые горизонтально над каждым потоком. В них применяются следующие условные световые сигналы:

  • зелёная стрелка вниз открывает движение по этой полосе;
  • жёлтая стрелка в правый нижний угол призывает перестроиться в соседний ряд, уведомляя о скором изменении направления движения;
  • красный крест останавливает движение по этой полосе.

Для полос, выделенных с обеих сторон разметкой 1.9, следует строго придерживаться указаний цветных символов: ехать при зелёной стрелке, перестраиваться при жёлтом указателе и не заезжать при красном крестике или выключенном светофоре. Если же разметка присутствует только слева, то выключенный светофор разрешает движение по этому участку дороги в обычном направлении.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий