Зачем смазывать клеммы аккумулятора
Как часто вы наблюдаете на клеммных выводах своего аккумулятора белёсый налёт? Это результат различных химических реакций, которые в народе называют окислением, хотя в данном случае этот термин не совсем точный. Но в любом случае такой налёт, во-первых, снижает площадь контактного пятна, что приводит к уменьшению проводимости и ухудшению работы аккумулятора. Во-вторых, такие реакции действуют на клеммы разрушающее, разрыхляя их структуру, что также уменьшает проводимость и создаёт риск поломки контактной группы.
Сейчас мы рассмотрим основные факторы риска, на основании которых вы сможете сделать вывод, стоит ли смазывать для защиты клеммы своего аккумулятора.
Естественное окисление
Практически все вещества, а особенно металлы, контактирующие с воздухом, в той или иной мере вступают в реакцию с кислородом. Этот процесс называется окислением. Свинец – металл, но скорость его оксидирования относительно невелика, в отличие от меди или железа. Если вы зачистите шкуркой свинцовую клемму, первое время она будет блестеть, как и положено металлу. Но очень быстро, буквально за несколько минут, поверхность металла тускнеет – это и есть окисление. Но плёнка окисла на свинце тонкая, внутрь кислород проникает медленно, поэтому скорость коррозирования изделий из этого металла очень низкая. Но свой вклад в нарушение проводимости естественное окисление вносит.
Кислотное разрушение
Гораздо более разрушительным является воздействие электролита на клеммы. Налёт в виде хлопьев белёсого вещества, похожего на рыхлый снег – это и есть результат химической реакции между кислотой и свинцом с образованием хлорида свинца.
Чем грозит такая белая каша на клеммах, кроме неэстетичного вида? Поскольку плёнка, как в случае окисления свинца, здесь не образуется, кислота способна проникать через налёт внутрь практически без помех, продолжая своё разрушительное воздействие. Если не позаботиться о принятии превентивных мер, кислота в состоянии «съесть» клемму буквально за несколько месяцев.
Откуда же она берётся в зоне контакта? Обслуживаемые типы автомобильных аккумуляторов оснащаются пробками для доливки электролита. В этих пробках обычно имеются технологичные отверстия для обеспечения газоотвода. Если их не будет – в результате электрохимических реакций внутри АКБ будут выделяться пары водорода и кислоты, особенно при зарядке. Они накапливаются в верхней части корпуса и могут привести к взрыву, если давление превысит критическое.
Вот через эти отверстия и происходит выброс паров электролита наружу.
Бытует мнение, что кипение электролита возможно только при постановке батареи на зарядку с помощью внешнего зарядного устройства, и этот процесс можно контролировать. Это не так. Существует немало факторов, способствующих перегреву аккумулятора и, как следствие, закипанию электролита:
- при наличии короткого замыкания банок (характерно для возрастных АКБ);
- в случае перезаряда аккумулятора (например, при нарушениях в работе реле напряжения на генераторе);
- при разрушении пластин батареи;
- летом – из-за отсутствия нормального теплоотвода как в самом аккумуляторе, так и подкапотном пространстве.
Отметим, что при разрушении свинца кислотой восстановлению клеммы не подлежат.
Солевое разрушение
Не менее разрушающим фактором считается воздействие на клеммы солей калия/натрия, которыми у нас по-прежнему посыпают дороги зимой в рамках борьбы с обледенением дорог. Но даже если для этого используются спецсредства, трудно предположить, что они совершенно безвредны для металла. А значит, они так или иначе проникают в моторный отсек и попадают на контактную зону АКБ, приводя к постепенному разрушению клемм. В чём его суть? Соли металлов отлично растворяются в воде, образуя электролитическую жидкость. Попадая на электроды батареи, находящиеся под напряжением, они вступают в реакцию электролиза, что и приводит к разрушениям металла в контактной зоне.
Надеемся, вы уже поняли, надо ли смазывать клеммы АКБ смазкой в целях профилактики. А теперь перейдём к рассмотрению вопроса, какие составы считаются лучшими.
Какие средства используют для защиты, обработки?
Главное предназначение смазочных материалов заключается в защите контактов, элементов, которые изготавливают из свинца. Не помешает понять, почему окисляются клеммы аккумулятора и требуют надежной защиты.
Причины частого окисления:
- свинец крайне подвержен подобным воздействиям;
- агрессивное воздействие окружающей среды усугубляет ситуацию;
- на обслуживаемых моделях регулярно происходят утечки;
- старые авто производились с медными клеммами, но контакты из свинца, в результате окисление происходит быстрее.
Популярные составы:
- Liqui Moly – знаменитый производитель, выпускающий надежную смазку, на подобии технического вазелина.
- Molykote HSC Plus – продукт подходит для разных накопителей. Отличается высокой электропроводностью, способностью работать при существенных температурных колебаниях.
- VMPAuto MC1710 – вещество, способствующее поддержанию стабильного напряжения. Легко наносится.
- Циатим – отечественный продукт, привлекающий наиболее доступной ценой. По свойствам схож с Литолом. Поэтому проводимость недостаточная.
Традиционные методы представлены:
- прокладками из войлока, предварительно пропитанными в масле;
- наносят солидол, технический вазелин с графитовой смазкой;
- шайбы, прокладки из фетра;
Тонкости ухода и обработки
Своевременный уход, подбор соответствующих материалов позволяет сохранить ресурс АКБ и его свойства. Использование чистящих средств позволит бороться с окислами, если они уже имеются. Их обязательно удаляют, иначе защитные средства окажутся бесполезными.
Процесс очистки включает несколько этапов:
Глушится силовая установка, что исключает замыкание
Важно снять и все металлические украшения с рук. В зависимости от выводов подбирается необходимый ключ
Работы начинают с ослабления гаек, что позволяет снять клеммы. Важно помнить, как отсоединить клеммы аккумулятора – работы начинают с минусовой клеммы, чтобы избежать замыкания. После отсоединения плюсовой клеммы АКБ осматривается на предмет отсутствия повреждений. А если на проводах и элементах заметны следы износа, потребуется замена. Раствор соды позволяет удалить следы паров электролита, окислов. Для этого чайную ложку соды разводят в чашке воды на 250 мл. Используя щетку (зубную или проволочную) легко удалить нежелательные отложения. После полной очистки клеммы и накопитель обмывают водой. Примечательно, что на чистом устройстве окислы появляются медленнее.
Экстренный уход
Если нет времени на тщательную обработку, стоит применять средства для экстренной очистки. Они отличаются по способу действия и характеристикам
Поэтому важно изучить инструкцию и не забывать о средствах защиты
Основные этапы:
- Клеммы ослабляются, не снимаются.
- От центра батареи к одному, а затем к другому краю льется кола.
- Через 2 минуты устройство, загрязненные места промывают водой.
- Клеммы затягивают.
Варианты самостоятельного восстановления клемм
Своевременное обслуживание накопителя, его элементов, соединений, удаление загрязнений и окисей позволяет сохранить хороший контакт. В противном случае нельзя исключить, что клеммы оплавятся. Чаще это происходит в летний период. Есть несколько вариантов решения проблемы. Можно заменить клеммы или же подумать, как восстановить клемму на аккумуляторе своими руками.
Способы самостоятельного восстановления:
- Из пальчиковой батарейки делают форму, расплавляя свинец и олово, восстанавливают элемент. Такое решение подходит лишь для частично оплавленных элементов. Перед выполнением процедуры, место наплавления очищают, надевают формочку.
- Наплавление свинцом используется, если клемма полностью разрушена. Берут стержень и оболочку батарейки. Метод подходит для восстановления в дороге.
- Если откололся элемент, можно провести восстановление, используя саморезы. Берут одинаковые по размеру куски, в которых просверливают отверстия, не более 5 мм в диаметре. Далее, используют токопроводящую смазку, необходимую для обработки плоскостей, соединяют их шурупом, саморезом.
Почему окисляются клеммы
Окисление клемм аккумулятора случается из-за того, что вытекает электролит. Обычно он проникает наружу тогда, когда батарея стоит на зарядке, либо в случае замыкания на ее ячейках. При плохом качестве наружного корпуса батареи в нем могут образовываться дефекты в виде трещин. Около контакта аккумулятора может образоваться щель во время вибрации при езде — особенно, если контакты сами по себе слабые и ненадежные.
Технические проблемы с электросетью автомобиля могут спровоцировать ослабление самого контакта по отношению к клемме. Неполадки в других проводящих системах тоже способствуют процессу окисления клемм.
Кроме того, если автолюбитель не очень ответственно походит к обслуживанию аккумулятора, вентиляционные отверстия его банок могут забиться пылью и грязью. Это спровоцирует повышение давления электролита, находящегося внутри каждого батарейного отсека, и станет причиной того, почему окисляются клеммы аккумулятора.
Небрежное обращение с частями батареи при затягивании гаек также способствует разгерметизации и вытеканию кислоты наружу.
Силиконовая смазка
Средство с отличными характеристиками. Для обработки лучше приобретать варианты состава без токопроводящих присадок. Смазка ценится тем, что не только создаёт защитный барьер на молекулярном уровне, но и отталкивает агрессивные субстанции. Однако это средство подходит лишь для комплексного использования вместе с другими антикоррозионными препаратами. Ими предварительно мажут поверхности, после чего устройства соединяют.
Второй минус смазки — повышенная текучесть, что доставляет исполнителю операции дополнительные хлопоты. Поэтому следует её систематически добавлять, затем аккуратно убирать лишнее количество материала, не попавшего в контактную зону.
Лучшие смазки для клемм аккумулятора
Во время эксплуатации автомобиля на клеммах аккумуляторной батареи появляется белесый налёт. Металл окисляется в результате воздействия кислорода и паров электролита, находящегося в АКБ.
Если водитель машины не будет обращать на данный процесс внимания, то постепенно он становится больше, ухудшается электропроводность.
Это чревато проблемами по запуску авто, скорому разряду аккумулятора. Лучшие смазки для клемм аккумуляторов помогут избежать подобного процесса.
LIQUI MOLY Batterie-Pol-Fett
Описание. Это пластичное синтетическое средство эффективно быстро и качественно очищает электрические клеммы АКБ от окисления и грязи.
Оно также препятствует образованию коррозии в местах соединения с высоковольтными проводами.
Смазка стабилизирует работу электросхемы, снижая сопротивление в цепи, ликвидирует утечку электрического тока.
Подобные действия нивелируют проблемы с запуском автомобиля, продляют рабочий ресурс батареи.
Плюсы LIQUI MOLY Batterie-Pol-Fett
- Минимальный расход, хватает на неоднократное употребление.
- Удобное использование.
- Качественный товар.
- Большой срок действия.
Минусы LIQUI MOLY Batterie-Pol-Fett
- Повышенная стоимость.
Molykote HSC Plus
Описание. Паста американского производителя выполнена на основе твёрдых смазывающих веществ.
Рабочие характеристики смазки сохраняются при критических температурах: от -30 до +1100°C.
В её состав входят: загуститель, минеральное масло, порошок меди, дисульфид молибдена и др.
Вещество отличается высокой электропроводностью, термостойкостью, несущей способностью.
Плюсы Molykote HSC Plus
- Не содержит вредных для здоровья веществ.
- Большой гарантийный срок.
- Удобство в эксплуатации.
- Удобная упаковка.
- Возможность многоразового использования.
Минусы Molykote HSC Plus
- Цена.
ВМПАВТО МС 1710
Описание. Эффективность смазывающего вещества российской компании признано ведущими производителями подобных материалов, в частности, известным американским институтом NLGI.
После употребления смазка защищает аккумуляторные контакты от электрохимического разрушения (окисления), коррозийного образования.
Она также не допускает загрязнения контактируемых поверхностей, препятствует попаданию влаги, соли.
Вещество образует защитную плёнку, которая оберегает клеммы в течение длительного срока службы.
При выпуске смазки используются адгезивные материалы, загуститель, антикоррозийные добавки, краситель.
Плюсы ВМПАВТО МС 1710
- Удобный формат.
- Демократичная цена.
- Вполне справляется со своими функциями.
- Простое использование.
Минусы ВМПАВТО МС 1710
- Налипает пыль.
- Качество упаковки.
LIQUI MOLY Kupfer-Spray
Описание. Жидкая медная смазка (спрей) компании из Германии отличается универсальностью применения.
Она обладает отличными адгезивными, водостойкими качествами, работает в широком температурном диапазоне.
Вещество можно использовать для обработки клемм различного типа аккумуляторов. Получаемая в результате обработки плёнка материала, защищает контакты от вредного воздействия воды, пыли, окисления.
Смазка состоит из высокоадгезионного масла, растворителя, медной пасты, пропан-бутана. Использование спрея облегчает доступ к обрабатываемым поверхностям.
Однако обслуживание клемм следует проводить аккуратно в хорошо проветриваемом помещении. Оно ядовито, а также взрывоопасно, горюче.
Плюсы LIQUI MOLY Kupfer-Spray
- Устойчива к вымыванию.
- Равномерное распределение жидкости.
- Удобное использование.
- Флакона хватает надолго.
- Длительный срок действия.
Минусы LIQUI MOLY Kupfer-Spray
- Быстро забивается насадка.
ЦИАТИМ-201
Описание. Смазывающее вещество ярославской компании отличается эффективностью действия при сильных морозах.
О её популярности говорит тот факт, что она была создана во времена СССР, в 1972 году, и до сих пор не потеряла актуальности.
Смазка отличается высокой стабильностью действия, а также универсальностью применения. Вещество является отличным токопроводящим материалом.
Его можно хранить длительное время.
Плюсы ЦИАТИМ-201
- Доступная цена.
- Удобная упаковка.
- Качественная защита клемм.
- Мягкая консистенция.
Минусы ЦИАТИМ-201
- Неприятный запах.
Лучшие смазки для клемм аккумулятора
Практически каждый автовладелец желает приобрести универсальные средства автохимии, которые имеют только положительные характеристики и стоят недорого. В реальных условиях приходится постоянно принимать компромиссные решения. Вопрос цены и качества будоражит умы покупателей с начала истории торговых отношений между людьми, и при выборе смазки для аккумуляторных клемм проблема остается актуальной. Сложность подбора средства автохимии также заключается в том, что в них применяются в качестве основного компонента различные по физико-химическим характеристикам вещества. Наиболее широкое распространение получили продукты на основе силикона, тефлона, воска, минерального или синтетического масла.
Смазки на силиконовой основе
Смазки для клемм на основе силикона могут использоваться в широком диапазоне температур (от -60˚С до +180˚С). Материал позволяет эффективно бороться с окислением металла в местах контакта. Применение силиконовой смазки позволяет уменьшить сопротивление в местах соединения проводников более чем на 30%, поэтому даже при сильном разряде батареи возможен запуск двигателя от элемента питания.
Силиконовая смазка практически не имеет недостатков, но стоимость ее довольно высока. Уменьшить финансовые затраты при покупке этого средства можно только в том случае, если отдать предпочтение средствам от менее известных брендов, но делать это следует только по рекомендациям реальных покупателей.
Тефлоновые смазки
Тефлоновые смазки обладают хорошей проникающей способностью и могут применяться в ситуациях, когда необходимо разъединить «намертво» прикипевшие контакты. Использование специальных паст в качестве средства, препятствующего образованию накипи не рекомендуется. Тефлоновые смазки обладают свойствами жидкого ключа, но это качество не является обязательным для продуктов, применяемых для предохранения контактов от образования окислов.
Средства на масляной основе
Масляные смазки отлично справляются с задачей обеспечения качественного контакта между клеммами аккумулятора и подключаемыми электрическими проводниками. В этом качестве могут применяться средства на минеральной или синтетической основе. Для повышения защиты клемм от образования накипи рекомендуется выбирать масляные смазки со специальными присадками.
Консистентные автомобильные смазки
Многие автомобильные консистентные смазки могут успешно применяться для обработки аккумуляторных клемм. Наиболее эффективными средствами из этой группы являются:
- Циатим 201. Недорогая смазка, которую можно успешно использовать для смазки аккумуляторных клемм. Преимуществом средства является возможность использования при отрицательных температурах воздуха.
- Технический вазелин. Можно использовать медицинский и технический вазелин для смазывания клемм. Материал хорошо переносит низкие температуры, но может начать плавиться уже при 30 градусах выше нуля.
Пластичные автомобильные смазки относятся к категории «дедовских» методов предотвращения окисления электрических контактов. Такие средства в значительной степени уступают специальным составам по эффективности.
Медная смазка для клемм
Медная смазка отличается высокой вязкостью, поэтому даже при эксплуатации в жарком климате не вытекает, а значит, позволяет защитить электрические элементы от образования накипи значительное количество времени. Пластичный материал также устойчив к повышенным вибрационным нагрузкам.
Смазки для клемм АКБ на восковой основе
Смазки на восковой основе также могут успешно применяться для предохранения аккумуляторных клемм от окисления. Преимуществами таких материалов являются гидрофобность, отсутствие блуждающих разрядов и наличие продолжительной защиты.
Графитовая смазка для клемм аккумулятора
Графитовой смазкой многие автомобилисты также пользуются, когда необходимо помазать аккумуляторные клеммы, но применение этого средство не является оправданным. Графит обладает высоким удельным сопротивлением, поэтому при нахождении между электрическими контактами может сильно разогреваться. При использовании смазки этого типа на аккумуляторных клеммах возможно самовозгорание средства.
Литол и солидол
Солидол и литол могут успешно применяться для смазки аккумуляторных клемм, но только при условии, что элементы не разогреваются до температуры 78 градусов Цельсия или выше. При нагреве смазка становится жидкой и может вытечь из зазоров между контактными элементами.
Чем смазывать клеммы аккумулятора
В вопросе «чем смазать клеммы аккумулятора» много спорных моментов, которые обсуждаются автолюбителями. Один из распространенных — «можно ли смазывать клеммы литолом». Советские автовладельцы советуют использовать литол для предотвращения окисей на деталях акб, но в век современных технологий в использовании данного средства появляются сомнения. Современные автолюбители для (обработки электрических клемм) используют современные распыляемые очистители с составом на масляной основе, консистентные смазки. Большинство отдаёт предпочтению вторым, так как они обеспечивают более плотное и долговечное покрытие. Новые «чудо-средства» не обезопасят элемент акб от окиси навсегда, а лишь продлят их срок службы.
Выбирая хорошую смазку, необходимо обратить внимание на следующие критерии:
- устойчивость к кислотам;
- герметичность;
- вязкая консистенция;
- не вызывать неупорядоченных движений токов;
- работа при различных температурах.
К сожалению, ни один продукт полноценно не соответствует всем необходимым нормам, поэтому чем пожертвовать выбирает сам автовладелец из огромного количества представленных вариантов на рынке. Кроме основных свойств, существует несколько разновидностей смазочных материалов:
- Силиконовая смазка имеет один недостаток: повышенная текучесть. В остальном продукт обладает необходимыми качествами, включая диапазон температуры до -60C что незаменимо в условиях отечественного климата.
- Смазка на тефлоновой основе Является аналогом средства «жидкий ключ». За счёт силикона в составе обсуждается автолюбителями на форумах. Но в контексте применения в решения проблемы защиты деталей рассматривать не стоит.
- Смазки и спреи на масляной основе Наиболее эффективные средства для предотвращения появления окиси. На современном рынке представлено большое количество профессиональных продуктов, но некоторые автолюбители прибегают к «дедовским» способам и используют для обработки токоотводов солидол, вазелин и литой. Необходимыми качествами также обладает Циатим 201. Доступная цена, быстрое высыхание, стойкость к низким температурам, сильные диэлектрические способности — все, что нужно для обработки клемм.
- Медные смазки Высокая вязкость и стойкость к высоким температурам — главные преимущества продукта. Автомобилисты отмечают длительный эффект предотвращения процесса окисления. Также созданы на масляной основе.
- Восковые средства Имеют высокую диэлектрическую способность и повышенную герметичность с поверхностью.
- Графитовая смазка Некоторые пользователи авто используют для своих машин, но продукт обладает высокой плотностью и не пропускает ток. Риски перегрева и возгорания запчастей владельцу авто ни к чему, поэтому графитовая смазка не рекомендована для этих целей.
Чем нужно смазывать клеммы
Солидол, нигрол или литол использовались до 70-х годов прошлого столетия. Затем появился технический вазелин. В наши дни для этих целей используют специальную химию типа Batterie-Pol-Fett. Преимущество современных смазок в том, что они образуют более прочную защитную плёнку, не смываются после мойки автомобиля
Кроме того, известны составы, пропускающие ток, но данное свойство не так важно, как кажется на первый взгляд
Рекомендуется использовать не распыляющие, а консистентные мазеобразные препараты. Такие покрытия дольше держатся, и в целом надёжнее изолируют поверхность по сравнению со спреями. Но, так или иначе, обе разновидности имеют единый принцип работы — вытеснять воду, создавая защитную плёнку.
Чем проводится зачистка клемм
Лучшие современные смазки
Как правило, эксперты выделяют 5 видов смазок, которые действительно хорошо помогают против окисления. Они дают надёжный защитный слой от коррозии и окисления с длительным удержанием. Процесс нанесения несложен, температурный диапазон действия — довольно широк.
Качественная смазка должна иметь комбинацию нескольких свойств, обладая:
- высокой устойчивостью к кислоте, чтобы предотвращать развитие окислительных процессов;
- высокой герметичностью, чтобы одновременно вытеснять влагу;
- диэлектричностью, позволяя экономно расходовать заряд АКБ;
- высокой или средней вязкостью, иначе произойдёт термическое разложение молекул вещества, и смазку надо будет наносить заново;
- широким диапазоном рабочих температур, чтобы изначальные свойства вещества сохранились и зимой и летом.
Современные типы смазочных материалов принято делить на несколько видов:
- силиконовые, которые прекрасно справляются с отталкиванием агрессивных сред, не теряют своих свойств в диапазоне от -60° до +180°, но имеют низкую степень вязкости;
- тефлоновые — их основа также силиконовая, но такая смазка обладает высокой проникающей способностью, поэтому использовать для аккумуляторных клемм её не стоит;
- масляные — тот же солидол или Циатим 201, обладающие повышенной вязкостью, не боятся влаги, однако рабочий диапазон их ограничен;
- консистентные — типа Molykote HSC Plus с масляной основой и специальными загустителями;
- медные — с отличной вязкостью, хорошей устойчивостью к воздействию агрессивных средств и высокой электропроводностью;
- восковые — обладающие высокой герметичностью и длительностью удержания;
- графитовые — с высоким удельным сопротивлением, поэтому лучше для клемм не использовать.
Самыми популярными являются масляные составы, которые в свою очередь бывают:
- вазелиновыми — это твёрдая смесь масла с парафином, не растворяющаяся водой или электролитом;
- спреевыми — типа Liqui Moly Kupfer-Spray на основе минерального масла с цветовым пигментом, хорошо сохраняют изначальные свойства;
- полувосковыми, с добавкой меди и т. д.
Смазка | Тип основы и вязкость | Рабочая температура,℃ | Герметичность и кислотоустойчивость |
Molykote HSC Plus | Масляная/высокая | -30°C… +1100°C | Высокая |
Berner battery pole spray | Масляная/средняя | -30°C… +130°C | Высокая |
Presto Batterie-Pol-Schutz | Воск/средняя | -30°C… +130°C | Высокая |
Vmpauto MC1710 | Масляная/высокая | -10°С… +80°С | Высокая |
Liqui Moly Batterie-Pol-Fett | Масляная/высокая | -40°C… +60°C | Высокая |