Подключение сабвуфера в автомобиле: что нужно знать

Подключение плюсового кабеля

Концы силового кабеля зачистить, установить клеммы. Форма и размер клемм выбирается по форме разъёмов, куда их будете подключать. И сечение кабеля также учитывайте.

Клеммы обжимаются. Обжимать можно обычными плоскогубцами. За исключением специальных, которые требуют наличия клещей с губками определённой формы. Но покупать такие для однократного применения вряд ли стоит.

Пример подключения силового кабеля для сабвуфера к аккумулятору

Итак, уложили оголённый проводник в клемму так, чтобы в захвате было несколько миллиметров изоляции. То есть, когда вы клемму обожмёте, голый провод из-под клеммы выглядывать не должен. Если есть паяльник, лучше провод припаять к площадке, а затем обжать. Но условия такие же — из-под клеммы голые провода не торчат.

Выбор номинала предохранителя для подключения 12 В к сабу (или усилителю)

Затем, на расстоянии 15–20 см от того края, который будете подключать на аккумулятор, делаете разрез и устанавливаете предохранитель. Предохранитель берёте на 12 В, и на ток, который предполагается пропускать. Для активного саба подбирается в зависимости от мощности, если не указан или нет в комплекте.

В салон кабель протягиваем через штатное отверстие в переборке. Оно, должно быть, защищено пластиковой или резиновой накладкой. Контролируем её состояние и состояние изоляции проводов, которые там уже есть. По салону тянем кабель так, чтобы его повреждение было маловероятным. Лучше всего по центру салона.

Крепим пластиковыми хомутами, фиксируем часто, особенно в местах поворотов. Но фиксацию лучше отложить пока не протянете ещё и акустические провода. Их придётся тянуть от магнитолы тоже до усилителя или саба.

Наши рекомендации

При установке сабвуферов следует выполнять правила:

  1. В однообъемных кузовах (минивенах, хэтчбеках и др.) сабвуфер лучше установить корпусной сабвуфер за задним сиденьем динамиком назад. Не случайно часто корпусные сабвуферы имеют скошенную заднюю стенку.
  2. В седанах можно использовать аналогичную установку, однако звук может быть приглушенным, басы запаздывать. Лучше использовать бескорпусной сабвуфер free air с «бесконечным экраном». Он устанавливается в подготовленное отверстие перегородки между багажным отделением и салоном. Перегородку при этом следует дополнительно закрепить, загерметизировать, можно обшить звукоуплотняющим покрытием. Динамик направить в сторону пассажирского отсека.
  3. В автомобилях А-класса можно установить плоские активные сабвуферы под сидения автомобиля, также производится установка ресивера 1DIN для улучшения качества звучания.
  4. Оригинальна установка сабвуфера в самодельном исполнении типа «стелс» (невидимый). Ее производят в самодельные боковые ниши багажника. Сабвуфер при этом не занимает рабочий объем багажного отделения.
  5. После установки сабвуфера следует проверить совпадение фаз динамиков системы при помощи обычной батарейки. При этом обеспечивается максимальное звуковое давление в салоне автомобиля, которое определяет эффективность работы акустической системы.

Установка сабвуфера во многих случаях требует выполнения специальных работ (столярных, механических, электромонтажных), знания в области акустики и звукотехники. Для достижения максимального звукового эффекта желательно воспользоваться услугами квалифицированного специалиста.

  1. В минивенах и хэтчбеках лучше устанавливать корпусные сабвуферы. Оптимальный вариант – динамик смонтирован за задним сиденьем.
  2. Плоские активные устройства воспроизведения низких частот в машинах А-класса удобно устанавливать под сиденьем.

Несложный выбор

Мы предполагаем, что на этом этапе вы уже приобрели нужную модель усилителя. Если это не так и вы всё ещё примериваетесь и обдумываете, то это тоже неплохо. Решите для себя, какой именно усилитель вам нужен. Если вы хотите просто подключить колонки, без сабвуфера, просто чтобы улучшить качество звука в штатной аудиосистеме, то вам без надобности четырёхканальный, хватит и двухканального. Если же вы желаете помощнее, то придётся раскошелиться на старшую модель. Что касается предпочтений по фирмам, то мы сейчас не будем об этом говорить, это тема отдельного масштабного исследования. Главное для вас сейчас определиться с технологией, а не с брендом.

Схема подключения усилителя

После того как выбор осуществлён и заветный девайс оказался в ваших руках, начнём планировать установку. Вам нужно будет проложить по салону провода от магнитолы до усилителя, подключив их друг к другу. Подумайте, как вам лучше это сделать применительно именно к вашему автомобилю. Кто-то прокладывает провода по порогам, кто-то предпочитает прятать их под обшивку. Мы советуем определиться с этим сразу, потому что нет ничего легче, чем показать, куда клеить «сопли» проводов, и оставить вас после этого с ними наедине, но это не наш подход. Так что посмотрите на блок питания вашего усилителя, подберите провод питания с сечением побольше (тут не стоит экономить) и продумайте вопрос маскировки. Пороги кажутся вариантом получше, однако под обшивкой меньше вероятность перетирания и нежелательных контактов с кузовом, поэтому не отметайте его сразу.

Для такой задачи, как подключение усилителя к штатной магнитоле, в магазинах есть готовые решения. Мы сейчас имеем в виду, конечно, провода. Кстати, тут тоже не стоит скупиться, потому что они действительно имеют значение. Конечно, здравомыслие терять не стоит; чтобы подключить колонки к магнитоле, вам не нужен золочёный аудиокабель. Но и сомнительной экономии, как мы уже сказали, надо избегать. С этими наборами есть ещё один нюанс: вам придётся докупать кабель массы. Он есть в комплекте, но его длина обычно около метра, редко больше. Вы наверняка слышали, что массу можно кидать на кузов, и это действительно так. Можно, и это даже будет работать. Но вообще-то, безопаснее и правильнее этот провод соединять с минусом аккумулятора, поэтому провод надо брать подлиннее

Также обратите внимание на предохранители. Они должны быть по номиналу не меньше суммы номиналов предохранителей магнитолы и усилителя

А лучше, чтобы они были даже чуть больше.

Выбор активного сабвуфера

Активный сабвуфер в машину как подключить

Приобрести активный сабвуфер можно почти в любом магазине, где продаются автомобильные запчасти. Однако нужно учитывать, что существует огромный выбор таких устройств:

  • Пассивный.
  • Активный.
  • Отдельный.
  • Корпусный.

И это еще не весь список. Поэтому у многих новичков во время выбора сабвуфера возникают некоторые проблемы. Прежде чем идти в магазин за покупкой, надо сделать следующее:

Оценить настоящую акустическую систему

То есть, нужно обратить внимание на то, какими являются ее басы. Дело в том, что сабвуфер способен только усилить басы, но не сделать их нормальными. Вообще, прежде чем начинать выбор сабвуфера, следует определиться с тем, какой именно вид подойдет в машину:

Вообще, прежде чем начинать выбор сабвуфера, следует определиться с тем, какой именно вид подойдет в машину:

Есть отдельные сабвуферы, которые можно разместить на заднюю полку или спинку заднего сиденья.

  • Корпусные. Их располагают в разнообразные корпуса, имеющиеся в автомобиле.
  • Пассивные сабвуферы. Это самые примитивные сабвуферы. То есть, представляют собой голый динамик, который сможет работать только за счет дополнительного усилителя звука.
  • Активный. По своим свойствам он напоминает пассивный сабвуфер. Однако, он оснащен собственным усилителем, обладающим небольшой частотой. Является более популярным по сравнению с пассивными. Стоимость хорошего и качественного саба является довольно высокой, поэтому перед его выбором следует хорошенько подумать.

Не стоит обращать внимание на то, какой визиткой обладают сабвуферы. Ведь каждая фирма говорит, что ее устройство является лучшим, омрачая при этом рекламу других фирм. Но руководствоваться стоит не рекламой, а собственным опытом

Следует смотреть только на репутацию фирмы и внешность покупаемого продукта

Но руководствоваться стоит не рекламой, а собственным опытом. Следует смотреть только на репутацию фирмы и внешность покупаемого продукта.

Список необходимых комплектующих

Для начала определимся с общим перечнем деталей, а именно – их названием и выполняемой функцией, а затем дадим рекомендацию по выбору.

  1. Силовой провод. Подаёт питание от аккумулятора к усилителю. На седан среднего размера понадобится 5 м «плюса» и 1 м «минуса». Более точные размеры вы сможете получить, самостоятельно измерив свой автомобиль.
  2. Колба с предохранителем. Важный компонент. Служит защитой в случае замыкания силового провода.
  3. Клеммы. Позволят упростить присоединение силовых проводов к аккумулятору и кузову автомобиля. Понадобятся 2 шт. кольцевого типа. Если подключение у усилителя на лопатках, потребуются ещё 2 шт. вилочного типа.
  4. Тюльпаны и управляющий провод. Передаёт звуковой сигнал от магнитолы к усилителю. Может идти в комплекте с межблочными проводами или приобретается отдельно.
  5. Акустический провод. Передаёт улучшенный сигнал от усилителя на сабвуфер. Потребуется 1-2 м. Если у вас активный сабвуфер, этот провод не понадобится.
  6. Дополнительно может понадобиться дистрибьютор, в случае если установлены два усилителя.

Определяем мощность аудиосистемы в автомобиле

Вычисление мощности аудиосистемы позволит правильно подобрать силовой провод. Для этого нужно знать номинальную мощность всех усилителей, установленных в машине. Её можно посмотреть в инструкции или найти по названию активного сабвуфера или усилителя в интернете.

Если помимо сабвуфера установлен ещё и  усилитель на колонки, следует суммировать мощность всех усилителей.

Именно под эту мощность мы будем подбирать силовой провод, если в дальнейшем ваша аудио система будет заменена на более мощные компоненты советуем выбирать провода с запасом.

Набор проводов для сабвуфера, бюджетный вариант для слабых систем

Распространённый вариант – приобретение готового набора проводов. У этого решения есть свои плюсы. Во-первых, такие наборы недороги. Во-вторых, в коробке есть все необходимое для подключения.

Минус можно выделить один. В таких комплектах используются алюминиевые провода, покрытые медью. Они имеют большое сопротивление, что влияет на пропускную способность. В зависимости от условий они со временем окисляются и сгнивают. Этот вариант подходит тем, у кого скромный бюджет и маленькая мощность системы, например, для подключения активного сабвуфера.

Где установить: в багажнике или под сиденьем

Если активный сабвуфер можно поставить практически куда угодно, то от местоположения пассивного устройства напрямую будет зависеть чистота и мощность его звучания на низких частотах. В зависимости от предпочтений автовладельца и наличия свободных пространств в разных типах машины, предлагается несколько мест для установки:

  • по центру впереди — оптимальная позиция для связи с фронтальными динамиками, что обеспечит практически идеальное звучание треков в салоне. Однако в большинстве автомобилей впереди нет места для размещения каких-либо крупногабаритных устройств, поэтому расположение по центру впереди больше подойдёт для микроавтобусов;
  • в багажнике, с направленностью динамика вперёд — один из самых популярных среди водителей способов размещения сабвуфера. Подходит для всех видов транспортных средств;
  • в багажнике, с направленностью динамика назад — больше подходит для авто в кузове хэтчбек, так как звуковая волна не встречает препятствия на своём пути. Расположение в багажнике назад неприемлемо для автомобилей в кузове седан или купе, так как звук будет сильно деформироваться из-за специфики конструкции багажного отсека;
  • на полу под сиденьем — ещё один вариант, который, однако, не пользуется широкой популярностью у водителей. Из-за того, что сабвуфер расположен вровень с полом, к тому же корпус находится под сиденьем, звук встречает множество преград на своём пути;
  • на задней полке — один из лучших вариантов размещения сабвуфера во всех типах автомобилей. Главное условие — полка должна быть достаточно широкой и прочной, чтобы выдерживать низкочастотные басы.

Фотогалерея: основные места для размещения устройства в автомобиле

Оптимальный вариант расположения сабвуфера в автомобиле — багажник вашего авто Качество звучания сабвуфера, расположенного под передним сиденьем, будет несколько ниже Одно из самых простых и практичных мест для сабвуфера — задняя полка автомобиля

При выборе места для установки сабвуфера необходимо точно рассчитать, насколько безопасным будет энергия басов для окружающих объектов. Дело в том, что резонанс от корпуса может в некоторых случаях повредить как место установки, так и стёкла в машине.

Пассивный сабвуфер

Пассивный сабвуфер представляет собой акустический корпус с установленным внутри на подвесе динамиком. Сигнал на динамик подается от внешнего усилителя, установленного в автомобиле. Мощность усилителя должна соответствовать параметрам динамика, в противном случае он будет работать неполноценно. Возможно подключение устройства через электронный частотный фильтр, разбивающий сигнал звучания на различные диапазоны.

Пассивный сабвуфер Pioneer, предназначенный для установки под сидением

Основные характеристики пассивных сабвуферов

Характеристики пассивного устройства рассмотрим на примере JBL GT-12BP:

  • диаметр динамика — 300 мм;
  • мощность номинальная — 300 Вт;
  • максимальная мощность — 1200 Вт;
  • частотный диапазон — от 45 до 130 Гц;
  • чувствительность — 93 дБ;
  • размеры корпуса — 390*412*475 мм;
  • вес устройства — 18 кг.

Плюсы и минусы

  1. Отсутствие внутри корпуса источника тепла, что исключает перегрев динамика и возможные искажения звука.
  2. Возможно улучшение качества звучания путем установки дополнительных электронных компонентов (фильтров).
  3. На внешнем усилителе имеется увеличенное число настроек. Диапазон регулировок на усилителях внешнего монтажа расширен по сравнению со встроенными.
  4. Внутренний объем корпуса имеет равномерную компоновку, что способствует улучшенному звучанию.
  5. Невысокая стоимость устройства.

К отрицательной стороне пассивного сабвуфера традиционно относят необходимость установки отдельного усилителя. Большинство моделей автомобильных ресиверов не оснащены отдельным каналом для монтажа низкочастотных динамиков.

Как подключить минус

Сечение кабеля для подключения минуса на сабвуфер можно взять чуть меньше, чем для подачи плюса. И потребуется меньшая длина кабеля около 1 метра. При мощности сабвуфера более 500 Вт минусовой провод не крепите к кузову. Его необходимо протянуть до аккумулятора.

Минус в данной системе можно пода́ть от корпуса машины. Но найдите какое-то надёжное соединение, которое обеспечит хороший контакт и надёжную фиксацию. Например, можно минусовой кабель протянуть от болта крепления сиденья. Если сабвуфер стоит сзади, от заднего сиденья. Но без скруток и других ненадёжных соединений.

Пример подключения минуса

Под болт возьмите клемму с отверстием в середине подходящего размера, а не в виде «вилки». Болт открутите, очистите шляпку и стержень, края отверстия, наденьте клемму от кабеля и установите на место. Трассу прокладывайте так, чтобы возможность повреждения была минимальной.

Можно найти зачищенную от краски площадку и прикрутить минусовой кабель туда. Но не саморезами, а болтом. И убрать грязь и ржавчину, если они есть. В чистом металле просверлить дырку и туда вогнать болт с насаженным на неё контактом от минусового кабеля. И контакт должен быть очень прочным и плотным.

Пошаговая инструкция по установке активного сабвуфера

  1. Обесточьте автомобиль, снимите клеммы с аккумуляторной батареи.
  2. Проложите силовой кабель от аккумулятора к месту установки сабвуфера. Провод не должен попадать под педали или мешать работе других механизмов.
  3. Установите предохранитель на провод возле аккумулятора. Не подключайте силовой кабель к клемме АКБ.Питание сабвуфера производится от аккумуляторной батареи. Обязательно используйте предохранитель для избежания неприятностей с проводкой
  4. Снимите штатную магнитолу и осмотрите заднюю панель. Найдите линейный выход для низкочастотника и провод управления.Находим линейный выход для саба и провод управления
  5. Проложите акустические кабели и провод REM (System Remote Control) от магнитолы к месту размещения сабвуфера. Провода разместите под элементами обшивки и надёжно зафиксируйте их пластмассовыми хомутами.Вся проводка прокладывается под элементами обшивки салона автомобиля. Она надёжно крепится пластмассовыми хомутами
  6. Подключите провод управления, акустический кабель, провода питания и массы к сабу. «Землю» берите от металлической поверхности кузова автомобиля.
  7. Подключите на магнитоле саб и провод REM. Места скрутки тщательно заизолируйте. Установите магнитолу в штатное место.
  8. Подключите провод питания к клемме «+» аккумулятора.

Программы для расчета корпуса сабвуфера

Speaker Box Lite

Одна из самых современных и удобных программ для расчета сабвуферов. Speaker Box Lite поможет вам быстро и удобно рассчитать корпус для сабвуфера, а так же нарисовать его эскиз и сделать раскрой материала. Cтроит графики АЧХ, учитывает передаточную функцию салона, основывается на параметрах Тиля — Смолла, дополнительно отображает импеданс системы, фазовую характеристику, групповые задержки и т.п.

JBL speaker shop

Программа для расчета оформления динамиков и сабвуферов в частности. Программка старая и не работает с последними операционками, но до сих пор лучше ничего не придумано, по этому приходится применять небольшие ухищрения для работы. Программа строит графики АЧХ, учитывает передаточную функцию салона, учитывает параметры Тиля — Смолла — то есть все что нужно, чтобы правильно рассчитать короб для сабвуфера.

BassBox 6 Pro

Программа для расчета сабвуферов, работает на основах JBL speakershop, в 5й версии у них был даже одинаковый интерфейс — в 6й его изменили. Но программа работает хорошо и кому-то возможно будет удобнее работать с ней.

Bassport

Узконаправленная программа, предназначена для расчета портов фазоинвертора для определенного объема, полноценно корпус в ней не рассчитать

Все внимание направлено на проектирование портов, учитывает воздушные потоки, формы, расстояния до стенок и перегородок

UniBox (Unified Box Model)

Очень простая программка, работает на Microsoft Windows Excel 2000. Может симулировать уровень звукового давления, кривую импеданса динамиков, АЧХ и т.п.

Настройка частоты среза

Теперь начинаем регулировать частоту среза. Наклоните джойстик в левую сторону и выйдете из фадера в главное меню (Имейте в виду, что, наклоняя джойстик влево, вы всегда будете передвигаться из функциональных настроек в главные).

Начинайте поворачивать джойстик, чтобы найти регулировку фильтра передней акустической системы. Меню этих настроек выглядит так: HIGH PASS FILTER. Затем утопите джойстик, и в результате на экране появится HPF OFF. Это оповещение свидетельствует об отключении фильтра, в результате чего вся сила звука идет на фронтальные динамики, что, разумеется, влечет за собой ненужные искажения.

В очередной раз надавливаем на джойстик, и вместо HPF OFF появится HPF 50 (если этот номинал регулировался раньше, то число может оказаться иным). Число 50 означает, что в данный момент на фронтальные колонки начнет поступать сигнал, частота которого не ниже 50 герц. Это частота сабвуфера, и, стоит сказать, что совладать с ней могут только мощные динамики.

Для того, чтобы выйти из настроек, воспользуйтесь кнопкой BAND, которая находится в левой нижней части панели. А теперь, вращая джойстик и таким образом регулируя громкость, можете проверить звук на искажения. Если настройка прошла неудачно, и ее результат вам не понравился, повторно зайдите в меню фильтра и, вращая джойстик, поменяйте число на очередной показатель и проверьте звук снова.

Итак, в результате регулировки мы поучили великолепный, чистейший звук, но при этом осталось ощущение, что что-то пошло не так. А все потому, что в этом звуке отсутствуют низкие частоты, что на данном этапе настройки совершенно естественно. Эта беда вполне поправима – нужно всего лишь тыловые колонки перевести в режим сабвуфера.

Подключаем саб: важные моменты и инструкция

Разберём процесс инсталляции сабвуфера в автомобиль с подключением к штатной магнитоле

Перед началом работ обратите внимание на несколько моментов:

  1. Корпус сабвуфера и сам усилитель – габаритные устройства. Надо продумать, где их разместить. Чаще всего для них выделяют место в багажном отделении автомобиля.
  2. Если штатное головное устройство не имеет выходов для подключения сабвуфера и отсутствует провод управления, то подумайте о замене магнитолы. Это убережёт от возможного короткого замыкания, упростит подключение сабвуфера и позволит получить качественный звук. Активный низкочастотник требует питания от аккумулятора. Силовой кабель должен быть соответствующей длины и сечения. Продумайте, где его проложить от моторного отсека к багажному отделению. Он должен быть крепко зафиксирован пластмассовыми хомутами.
  3. Проверьте наличие линейного выхода для сабвуфера на штатной магнитоле. При отсутствии – выход есть. Сабвуфер подключают к колонкам или AUX-выходу. Такое решение не идеально и влияет на качество воспроизведения звука.
  4. Для управления активным сабвуфером необходим провод System Remote Control. Без него усилительный модуль не работает. Если в магнитоле нет такого выхода, то можно подать напрямую постоянные +12 вольт на вход активного сабвуфера. При таком подключении усилитель работает непрерывно и разряжает аккумуляторную батарею.

Инструкция по подключению

Перед тем как начинать работу, необходимо понять, что будет, если подключить сабвуфер без усилителя, и можно ли быстро справиться с поставленной задачей. Для этого следует оценить собственные возможности, а также почитать справочную литературу. Это поможет лучше подготовиться к работе и избежать некачественного функционирования подключаемого оборудования.

Процесс состоит из следующих этапов:

  1. Подключение пассивного сабвуфера начинают с поиска выходов магнитолы. В большинстве моделей они располагаются на задней панеле устройства.
  2. С помощью линейного кабеля соединяют входы автомобильной магнитолы и саба.
  3. От положительной клеммы аккумуляторной батареи прокладывают питающий провод к сабвуферу. Кабель предварительно подрезают при помощи бокореза и пропускают через специальную гофрированную трубку. Она защитит его от повреждений и контакта с другими проводами.
  4. Аналогичные действия выполняют и с минусовыми клеммами.
  5. Т.к. подключение происходит через 2 штекера, рекомендуется подсоединить дополнительный разветвитель.
  6. В нескольких сантиметрах от аккумуляторной батареи устанавливают предохранитель.
  7. Если нужно повысить безопасность, в цепь питания сабвуфера (пассивного) подключают дополнительный конденсатор.
  8. На следующем этапе работы всю проложенную проводку прячут за обшивкой салона.
  9. Затем акустическую систему проверяют на работоспособность. Для этого ее включают и настраивают согласно инструкции по эксплуатации.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий