Коробка автомат: устройство и принцип работы

Устройство коробки автомат

Существуют разные конструкции АКПП:

  • «классический»;
  • бесступенчатый вариатор CVT;
  • роботизированная механическая ДСТ.

Устройство «классической» автоматической коробки передач можно разделить на функциональные части:

Преобразователь крутящего момента, также известный как сцепление, состоит из лопастных колес. Насос соединен с маховиком двигателя, а турбина соединена с валом коробки. Между колесами установлен реактор, который преобразует режим гидромуфты в трансформатор. Колеса не связаны друг с другом, крутящий момент передается за счет давления масла. Жидкость поглощает вибрации и удары при работе двигателя и машины. Преобразование крутящего момента в гидротрансформаторе имеет ограниченный диапазон, поэтому в коробке установлен редуктор.

Электронный блок содержит схему управления АКПП: отслеживает показания датчиков коробки передач, положения селектора, педалей, систем ABS, ESP и т д., затем выдает управляющие сигналы исполнительным механизмам, согласно программный алгоритм.

Устройство CVT отличается от автоматической коробки передач тем, что работает без фиксированных ступеней скорости. В качестве механизма изменения передаточного числа на входном и выходном валах используются шкивы с конусами, между которыми натянут ремень. Для включения задней скорости на машине установлен планетарный редуктор.

Устройство и принцип работы роботизированной коробки больше похож на МКПП, чем на АКПП. DSG имеет два сцепления и соединяется с двигателем через первичный вал, которых у робота тоже два. Входные валы соединены с выходными валами через зубчатую передачу. Для изменения скорости между шестернями вторичных валов установлены синхронизаторы. Электронный блок Mechatronik управляет работой коробки.

Планетарные ряды

Преобразователь крутящего момента может увеличивать крутящий момент, но только до определенного предела.

В устройстве АКПП для более значительного увеличения крутящего момента, например, при преодолении уклонов, а также при движении задним ходом предусмотрены планетарные передачи.

Планетарная передача также обеспечивает плавное переключение во время движения без потери мощности двигателя. Благодаря ему переключение происходит без толчков, возникающих при работе обычной трансмиссии.

В состав планетарной передачи входят следующие элементы:

  • солнечное оборудование;
  • спутники;
  • эпицикл;
  • конвейер.

Планетарная передача названа так потому, что фрикционные колеса, одновременно вращающиеся вокруг своих осей и движущиеся вместе с этими осями, очень напоминают планеты Солнечной системы. От вашего взаимного положения зависит, какая передача в данный момент включена.

Гидромуфта

Если говорить о гидромуфте, то принцип ее работы очень похож: она также передает КМ, не влияя на ее интенсивность.

Гидротрансформатор оснащен реактором в основном для изменения КМ. По сути, это то же самое лопастное колесо, только более жестко посаженное и менее маневренное. Возвращает масло из турбины в насос. Некоторые черты имеют реактивные лопасти, каналы которых постепенно сужаются. За счет этого значительно увеличивается скорость движения рабочих тел.

Назначение коробки передач

Если сказать коротко, то коробка передач предназначена для передачи крутящего момента от силового агрегата на ведущие колеса. Трансмиссия также преобразует скорость вращения коленвала так, чтобы водитель мог разогнать машину, не раскручивая мотор до максимальных оборотов.

Данный механизм подбирается под параметры ДВС, чтобы максимально использовать весь ресурс двигателя без ущерба для его деталей. Благодаря трансмиссии машина может выполнять движение как вперед, так и назад.

Все современные автомобили имеют такую трансмиссию, которая позволяет временно отключить жесткую сцепку коленвала с ведущими колесами. Это дает возможность машине двигаться на холостом ходу, например, плавно приближаясь к светофору. Данный механизм также позволяет не глушить двигатель, когда авто останавливается. Это необходимо для подзарядки аккумулятора и работы дополнительного оборудования, например, кондиционера.

Каждая КП должна соответствовать таким требованиям:

  • Обеспечивать тягу автомобиля и экономичный расход топлива в зависимости от мощности и объема мотора;
  • Простота в использовании (водитель не должен отвлекаться от дороги при изменении скорости ТС);
  • Не издавать шум во время работы;
  • Высокую надежность и кпд;
  • Минимальные габариты (насколько это возможно в случае с мощными транспортными средствами).

Ремонт гидротрансформатора АКПП своими руками – это просто + Видео

Информация для тех автолюбителей, которые хотят самостоятельно, без обращения за помощью в автотехцентры определить неисправность и произвести ремонт гидротрансформатора АКПП – важного элемента автоматической трансмиссии. Эта лопастная система позволяет передавать крутящий момент от ДВС к КП

Кроме того, она дает возможность без участия водителя модифицировать частоту вращения и момент, которые поступают на ведомые валы транспортного средства. Как правило, данный механизм рекомендован для применения с вариаторами либо с автоматической КП

Эта лопастная система позволяет передавать крутящий момент от ДВС к КП. Кроме того, она дает возможность без участия водителя модифицировать частоту вращения и момент, которые поступают на ведомые валы транспортного средства. Как правило, данный механизм рекомендован для применения с вариаторами либо с автоматической КП.

Устройство гидротрансформатора АКПП

Оно состоит из статора (который также называют реактором), насосного колеса, блокировочного механизма, обгонной муфты и турбины. Все указанные элементы располагаются в одном корпусе, который монтируется на маховик автодвигателя. Внутрь механизма заливают специальный трансмиссионный состав.

Принцип работы гидротрансформатора АКПП

Обгонная муфта связывает насосное колесо с корпусом устройства, внутри которого образуется поток масла. Он начинает вращать колесо статора, а затем и турбину. Блокирование реактора происходит в автоматическом режиме при возникновении существенного отличия оборотов насоса и турбины. На колесо в этот момент поступает требуемый поток жидкости. Когда отмечается повышение числа оборотов двигателя, статор контролирует увеличение крутящего момента.

Разобравшись, как работает гидротрансформатор в АКПП, можно понять, что внутри него передача крутящего момента производится «мягко». За счет этого удается избежать нагрузок ударного характера на трансмиссию, а также добиться ощутимо плавного передвижения транспортного средства. При этом блокировка гидротрансформатора АКПП «экономит» топливо при перемещении автомобиля по шоссе. Включается она при скорости более 60 км/ч автоматически.

Признаки неисправности гидротрансформатора АКПП

Основные симптомы поломки гидротрансформатора АКПП следующие:

  • при включении передач слышен механический шум, который под нагрузкой исчезает: неисправность гидротрансформатора АКПП и упорных подшипников;
  • на скорости от 60 км/ч до 90 ощущается вибрация, вызванная неисправным механизмом блокировки: такие поломки гидротрансформатора АКПП обычно обусловлены тем, что продукты износа забивают масляный фильтр;
  • плохая динамика разгона ТС, которая сигнализирует о выходе из строя обгонной муфты.

Теперь вы знаете, как проверить гидротрансформатор АКПП, проблемы с функционированием которого могут значительно ухудшить комфорт и безопасность управления автомобилем.

Ремонт гидротрансформатора АКПП своими руками

Как правило, ресурс эксплуатации автоматической коробки передач идентичен сроку службы гидротрансформатора. Но бывают случаи, когда требуется ремонт или замена гидротрансформатора АКПП. Данный процесс не так сложен, как может показаться неопытному водителю, который не знает, как снять гидротрансформатор с АКПП.

Чтобы добраться до «внутренностей» интересующего нас механизма, необходимо разрезать его корпус, после чего проверить на наличие дефектов, оценить уровень изношенности и проверить исправность его элементов

Осуществив замену неисправных компонентов устройства (важно поставить новые уплотнительные кольца и сальник гидротрансформатора АКПП), требуется вернуть механизм в нормальное состояние. Для этого производится сварка корпуса, проверка его герметичности, прочности крепления деталей и соответствие стандартам теплового зазора

Завершается установка гидротрансформатора на АКПП проведением балансировочных работ.

Если в процессе диагностики выясняется, что никакие запасные части и оборудование для ремонта гидротрансформатора АКПП не могут восстановить адекватную работоспособность устройства, следует устанавливать новый механизм. В ряде случаев с финансовой точки зрения его покупка и монтаж даже предпочтительнее проведения ремонтных работ.

Автоматическая коробка передач

Плюсы: -Простота использования; гладкие переключения передач (меньше потери скорости при переключении); возможность расслабиться за рулем.

Минусы: -Автомобиль с АКПП больше расходует топлива; имеет большую стоимость; более дорогое техническое обслуживание и дорогой ремонт, по сравнению с автомашинами с МКПП; автоматические коробки передач имеют меньший срок службы.

В автомире можно найти много разных типов автоматических коробок передач. Особенно в наше с вами время высоких современных технологий. Но, как правило, в обычных недорогих автомобилях всегда используется обычная классическая АКПП с гидротрансформатором, для передачи крутящего момента от двигателя на колеса. 

В таких коробках используется гидравлическая система, которая позволяет избавиться от сцепления. В итоге эта система и управляет автоматическим переключением передач во время движения автомобиля. 

В результате этого управлять автомобилем с АКПП очень легко, поскольку водитель не участвует в процессе переключения передач и не отвлекается находясь в движении за рулем.

Но есть главный минус в любой автоматической коробке передач.

Это не эффективность переключения скоростей передач, поскольку только человек сидя непосредственно за рулем автомобиля способен переключить скорость в идеально благоприятный момент. Как правило, почти все АКПП запаздывают в переключении скорости, что конкретно и приводит к перерасходу топлива и к потере в некоторых случаях динамики. 

Автомобили с автоматическими коробками передач идеально подходят для тех водителей, кто чаще всего при езде простаивает в пробках. Но, если ваш путь частенько пролегает по извилистым трассам, то в этом случае и безусловно, если вы хотите получить больший контроль над автомобилем, то вам лучше всего будет приобрести автомобиль с МКПП, поскольку АКПП не сможет вам обеспечить уверенное движение на хорошей скорости по дорогам с большим количествам поворотов, ну и т.п. направлений.

То же самое касается и автоматических коробок передач с CVT. 

CVT – это бесступенчатая автоматическая коробка передач- вариатор.

Этот вид трансмиссии оснащен определенным механизмом способным постоянно изменять передаточные числа. Но этот вариатор, также как и обычная коробка-автомат переключает передачи автоматически. В итоге это означает следующее, что участие водителя в переключении скоростей также ограничено.

Основное преимущество вариатора в сравнении с автоматическими коробками передач с гидротрансформатором, это эффективность потребления машиной топлива. Да, да, автомобили с бесступенчатыми автоматическими коробками более экономичнее, чем автотранспортные средства с классическим “автоматом”.

Дело в том, что переключение скоростей на обычной АКПП зависит от мощности двигателя и от его оборотов. В итоге это и приводит к тому перерасходу топлива.

Кроме того, себестоимость самих вариаторов дешевле обычных автоматических трансмиссией, что сказывается на конечной цене автомобиля.

Например, на недорогом автомобиле, стоимостью где-то до 1 млн. рублей, коробка вариатор обойдется на 30 – 50 тыс. рублей дешевле, чем тот же классический автомат. 

Какие же основные плюсы в машине с АКПП?

Конечно это в первую очередь комфортность управления. Ведь вам не нужно заботиться о переключении передач и нажимать педаль сцепления, которая просто отсутствует в автомобилях с автоматическими трансмиссиями. 

Особенно это удобно в тех случаях, если вам часто приходится ездить и стоять в пробках, или когда ваш режим движения в основное время проходит в темпе стоп-старт. 

В том числе, водителям-новичкам автомобили с автоматической коробкой передач дают больше уверенности, особенно в момент старта с места при уклоне дороги. Ведь машина с автоматом стоит на месте и не скатывается назад, когда вы трогаетесь с места на уклоне, так как АКПП работает всегда, даже тогда, когда вы стоите на одном месте. 

Установка дополнительного охлаждения АКПП

Охлаждение АКПП — важный момент при эксплуатации автомобилей с автоматической коробкой передач. Установка дополнительных радиаторов охлаждения существенно сократит износ коробки и увеличит ее ресурс на 30-40%

Анализируя сложившийся опыт, можно сделать вывод, что установка охлаждения АКПП (дополнительного радиатора) снижает рабочую температуру масла на 15 — 40°С. (в зависимости от модели дополнительного радиатора)

  • более мягкая и плавная работе АКПП
  • увеличение срока эксплуатации гидравлического блока управления и автоматической трансмиссии в целом
  • продление срока службы сальников и уплотнений
  • в некоторых случаях с помощью дополнительного охлаждения можно убрать тычки (удары) при переключении передач.

Важно отметить, что штатная (оригинальная) система охлаждения работает по принципу теплообмена охлаждающей жидкости двигателя (антифриз) с маслом АКПП , т.е. в основном радиаторе двигателя находится трубка охлаждения АКПП, которая омывается антифризом. Пока автомобиль новый, эта система охлаждения справляется со своей задачей, но с каждым годом ее эффективность падает

Рабочая температура двигателя, в зависимости от производителя и вида топлива колеблется от 85 до 100 °С, а нормальная рабочая температура коробки автомат не должна превышать 80 — 85°С, т.е. при длительной эксплуатации автомобиля эти две температуры сравняются и температура АКПП будет такой же как и двигателя, т.е. КРИТИЧНОЙ, поэтому и происходит преждевременный выход из строя АКПП

Пока автомобиль новый, эта система охлаждения справляется со своей задачей, но с каждым годом ее эффективность падает. Рабочая температура двигателя, в зависимости от производителя и вида топлива колеблется от 85 до 100 °С, а нормальная рабочая температура коробки автомат не должна превышать 80 — 85°С, т.е. при длительной эксплуатации автомобиля эти две температуры сравняются и температура АКПП будет такой же как и двигателя, т.е . КРИТИЧНОЙ, поэтому и происходит преждевременный выход из строя АКПП.

Для более эффективного охлаждения АКПП рекомендуем промывку штатной системы охлаждения со снятием радиаторов один раз в год!

Установив дополнительное охлаждение для АКПП, вы избавляетесь от возможных неисправностей и увеличиваете срок эксплуатации автоматической трансмиссии. Также, установив дополнительный радиатор охлаждения, Вы избавитесь от необходимости ремонта гидроблока АКПП.

Мы являемся официальными дилерами компаний HAYDEN и LONG COOLERS

Задача радиаторов HAYDEN — отвод избытка тепла от трансмиссионной жидкости и сохранения её рабочей температуры, а так же предупреждение чрезмерного охлаждения в зимние время года.

Установка радиаторов HAYDEN для охлаждения АКПП

(цена указана за радиатор и установку его на автомобиль)

МодельРазмеры радиатора, ммЦена
OC-1401318x127x196500 руб.
OC-1402403x127x196700 руб.
OC-1403318x190x196800 руб.
OC-1404403x190x197100 руб.
OC-1405403x254x197 800 руб

Радиаторы LONG COOLERS

Их преимущество состоит в том, что они изготовлены из латуни, в отличие от алюминиевых HAYDEN. В наличии имеются переходные пластины, предназначенные для установки дополнительного охлаждения на АКПП 09G, 09K (TF-60SN), 096 (01M, 01P,01N), DP0 (AL4)

Охлаждение автоматических коробок передач (т.е. установка дополнительно радиатора) необходима для автомобилей с пробегом более 100 тысяч километров. Это связанно с тем, что система охлаждения в них неэффективна из-за грязи радиатора и продуктов окисления масла, а так же из-за износа автоматической коробки, что снижает теплообмен.

В виду склонности к перегреву радиатор просто необходим следующим моделям трансмиссий:

  • 722.9 для автомобилей Mercedes-Benz E 211, S 221, GL 164 ML 163
  • A960/A760 для автомобилей Lexus GS300 330
  • AW55-50SN для автомобилей Volvo XC90, S60, S80
  • TF80SC/TF81SC для автомобилей Volvo XC90, Mazda RX7, Land Rover Freelander
  • TR60SN (09D) для автомобилей Porsche Cayenne, VW Touareg
  • U140/U150 для автомобилей Lexus RX300, RX330, RX350

Дополнительные радиаторы охлаждения АКПП можно установить практически на любые на автомобили с любым типом трансмиссии.

Единственное ограничение — это наличие свободного места для установки дополнительного радиатора. Специалисты АТТ24 проконсультируют вас по этому вопросу, замерят пространство и подберут подходящий радиатор.

С дополнительным охлаждением масла ваша АКПП прослужит дольше

Важно, что это не просто охлаждения, а именно поддержка оптимальной рабочей температуры как в летнее, так и в зимнее время

Основные ошибки при езде на АКПП

Даже у опытных водителей, которые десятилетиями ездят на АКПП, можно насчитать немалое количество ошибок. Это связано с мифами, которые порождают как ремонтники, так и интернет.

Самая распространенная ошибка – включение нейтральной передачи. Некоторые делают это, когда движутся накатом или же при каждой остановке. Часто с ней сталкиваются люди, которые недавно пересели с машин на механической КПП.

Подобные рекомендации можно найти в сервисных книгах, которые редко кто хотя бы открывает. В нейтральном положении коллектора автоматическая коробка не получает нужного уровня давления. Из-за этого фрикционы не смазываются маслом, что приводит к подгоранию.

Включать задний ход можно исключительно после полной остановки. Пока автомобиль движется, делать это категорически запрещено. Утопите педаль тормоза как можно сильнее – и только после этого сменяйте режим коробки.

Не стоит пытаться выбраться из снежной или грязевой западни самостоятельно. На авто с механической коробкой передач это можно сделать при помощи раскачивания. Однако на автомате такой способ не работает – лучше подкопайте себе путь лопатой или же положите ветки, чтобы обеспечить достаточное сцепление с дорожным полотном.

Когда вы почувствуете движение авто, убирайте ногу с педали тормоза и плавно давите на акселератор. В современных авто электронные системы помогут выйти из западни.

Паркуя машину на склоне, необходимо также помнить о некоторых правилах. Перевести режим селектора в паркинг здесь недостаточно – нагрузка на коробку может стать значительной. Подобное приводит к поломке блокиратора вала, а это – дорогостоящий ремонт. Чтобы не допустить таких последствий, лучше воспользоваться ручником.

Сделать это просто: когда нога на тормозе, переведите режим коробки в нейтральное положение. После этого затяните ручник. Поднимите ногу с тормоза, чтобы авто немного приподнялся за счет веса авто. После этого можете переводить ручку в паркинг. Такой алгоритм действий сведет к минимуму нагрузку на блокиратор валов, что продлит срок его службы. Снимать с ручника просто: нога на тормозе, селектор в положение драйв, опускание ручного тормоза, перевод ноги на газ.

Основные симптомы неисправностей бублика акпп :

  • При переключении передач слышится механический звук, который пропадает при увеличении оборотов. Это может говорить о проблемах с подшипниками опор. Агрегат нужно разобрать и оценить состояние подшипников.
  • В промежутке скоростей от 60 до 90 км/час коробка автомат легко вибрирует. Проблема может решиться, если поменять масляный фильтр и АТФ.
  • Когда выходит из строя обгонная муфта, машина перестает слушаться. Гидротрансформатор надо разбирать и менять эту самую муфту.
  • Автомобиль отказывается ехать. Наверняка повреждено турбинное колесо шлица. Нужно устанавливать новые шлицы или, даже, менять все турбинное колесо.
  • Слышен шелестящий шум при заведенном моторе. Это он опять “шуршит” о проблемах с подшипником, на этот раз между турбинным или реакторным колесом и крышкой ГТР. Ремонт заключается в замене игольчатых упорных подшипников.
  • Резкий металлический стук при переключении передач “стучит” о деформации и выпадении лопаток. Лечится заменой испорченного колеса в ГТР.
  • Если мастер видит на масляном щупе коробки алюминиевую пудру, то в зоне риска муфта свободного хода, которую делают из алюминиевого сплава. Обычно страдает торцевая шайба.
  • Запах плавящейся пластмассы появляется тогда, когда перегревается бублик и плавятся полимерные элементы. Это происходит из-за проблем системой охлаждения АКПП или недостаточной смазки.
  • Мотор глохнет при переключении передач или при смене режимов работы, значит, сломан блок управления.

2001 c7 гидротрансформатораa650e вибрация гидромуфта акппaisin гидротрансформатор толчкиайсин 8 неисправность гидротрансформатораакпп гудитакпп гудит гидротрансформатор на холостом ходу.бублик мерседесвыход бублика из строя в акпп на туарегесоленоид блокировки гидротрансформатора и симптомы подклинивания

Обслуживание и ремонт автоматической коробки передач

Стоит отметить, что каждая АКПП вне зависимости от года выпуска и числа ступеней, нуждается в периодическом обслуживании. Данная операция предполагает замену масла. В автоматической коробке передач оно подвергается более высоким нагрузкам, поскольку циркулирует в системе под давлением и позволяет передавать крутящий момент. регламенты у каждого производителя разные. Однако в среднем замена масла должна осуществляться каждые 60-70 тысяч километров.

Каким способом можно осуществить замену? Всего есть два метода:

  • Частичная. В данном случае масло меняется не полностью. Так, сперва из сливного отверстия выливается старая жидкость. Обычно ее объем составляет не более 50 процентов от заправочного. После этого через щуп в коробку заливается новое масло. Его объем должен быть идентичным тому, который был слит ранее. Плюс данного метода в том, что его можно осуществить своими руками. Для этого нужна лишь яма и трубка-удлинитель. Но недостаток тоже есть. Ввиду того, что масло сливается не полностью, замену нужно производить вдвое чаще. Таким образом, в случае частичной замены коробка требует внимания не каждые 60, а 30 тысяч километров пробега.
  • Полная. В данном случае задействуется специальное вакуумное оборудование. Насос выкачивает из системы весь объем масла, параллельно загоняя новое. Это более правильный метод замены, но в нем есть пара минусов. Так, данный способ невозможно применить своими руками. К тому же стоимость такой замены будет в несколько раз выше. Ведь помимо расходов на работу мастера, потребуется закупить больше АТФ-жидкости. Обычно при заправочном объеме в 8 литров для замены требуется около 12 л.

Теперь о ремонте. Наиболее безобидной операцией считается замена сальников и прокладок. Как правило, об износе уплотнительных элементов свидетельствует течь масла на корпусе коробки. Одна из наиболее частых операций – это замена прокладки поддона автоматической коробки передач.

Есть и более серьезные методы ремонта. Так, со временем может загрязняться гидроблок. Обычно это грязь от пакетов фрикционов. В результате золотники перестают нормально функционировать, и коробка начинает пинаться. Технология ремонта заключается в разборке гидроблока и замене вышедших из строя золотников. В некоторых случаях помогает лишь чистка гидроплиты.

Ремонт может потребоваться и в случае неисправности соленоидов. Причина их выхода из строя банальна. Это мелкие отложения в масле, которые каким-либо образом попали из фильтра на клапаны. В итоге последние начинают заедать и неправильно работать. Ремонт заключается в замене бронзовых втулок и колец соленоидов.

Если вовремя не устранить данную проблему, возрастет зазор между кольцом и корпусом вала. Из-за этого в щель будет сочиться масло. А так как давление в блоке упадет, насос вынужден более интенсивно качать масло (чтобы сжать фрикционы). Это происходит до тех пор, пока насос АКПП полностью не выдохнется. Характерным признаком изношенного насоса является повышенный гул и вой при работе АКПП.

Также выйти из строя может электронный блок управления коробки. Из-за этого электроника не может подавать правильно сигналы на исполнительные устройства. Коробка не в состоянии переключить передачу при высоких оборотах либо переключения осуществляются с рывками. Также коробка может вставать в аварийный режим. Ремонт АКПП в данном случае заключается в замене блока либо восстановлении шлейфов в случае их повреждения.

Что касается стоимости ремонта трансмиссии, цена зависит во многом от характера поломки. Но зачастую цена составляет от 30 до 90 тысяч рублей.

Гидроблок

Распределительный модуль также называется гидравлическим блоком. Данный узел управляет потоками масла и обеспечивает срабатывание тормозов с муфтами. Гидроблок состоит из:

  • Электромагнитных клапанов (соленоидов).
  • золотников-распределителей. Они имеют механический привод и помещены в алюминиевый корпус.

Соленоиды служат для переключения скоростей в АКПП посредством изменения давления жидкости. Для этого в их устройстве есть двухпозиционные клапаны. Действуют данные элементы на основании сигналов от электронного блока управления. Что касается золотников, они служат для выбора режимов работы коробки. Управляет ими сам селектор автоматической коробки передач.

Обслуживание и ремонт

Разобравшись, как работает автоматическая коробка передач, необходимо изучить особенности обслуживания самой машины. Каким бы надежным и новым не казался автомобиль, пренебрегать обслуживанием не стоит. Это поможет избавиться от большинства проблем.

Своевременная проверка масла, а также замена масляного фильтра – это то, что нужно делать в первую очередь, посещая СТО.

Масло с фильтром требуют замены каждые 50-60 тыс.км пробега. Транспорт, эксплуатируемый в тяжелых условиях, должен «проверяться» каждые 30-40 тыс.км. Нельзя допускать того, чтобы уровень масла был низким. Именно от него зависит слаженная работа КП. Недостаточное количество масла приводит к пробуксовке, что соответственно провоцирует перегрев.

При низком уровне масла появляется характерный гул, доносящийся от гидротрансформатора. Завышенный уровень масла также недопустим. Перелив делает смазку некачественной. Таким образом, из строя выходит весь механизм полностью. Проверить уровень можно при помощи щупа.

При заливании жидкости нужно быть предельно внимательным. После процедуры следует проехать не более 10 км, а затем снова проверить уровень. При проверке машина обязательно устанавливается на ровную площадку. Измерив уровень, водителю придется либо слить излишек, либо долить жидкости. Не рекомендуется смешивать масла разных производителей. Это гарантировано приведет к поломке АКПП.

Не стоит забывать, что сливая масло, водитель должен сменить фильтр. Желательно вместе с ним снять поддон и прокладку. При прохождении техобслуживания будет выявлено, нужно ли менять что-то еще. Если коробка эксплуатировалась в соответствии с рекомендациями, то дополнительного «вмешательства» не потребуется.

Бывает, что масло начинает темнеть и пахнуть гарью. Возможно, произошел износ фрикционов. В этой ситуации требуется дополнительное обслуживание коробки с разбором.

Дополнительное обслуживание АКПП включает в себя промывку и диагностику. Промывка проводится редко, только после сильного загрязнения коробки. Особенно промывка нужна при полном разрушении механизмов, либо в момент, когда агрегат уже совсем старый и плохо функционирует.

Помимо всего прочего, у автоматической коробки часто возникают протечки, неисправности электромотора и отсутствие герметичности.

Диагностика, в свою очередь, проводится с помощью самодиагностики или компьютера. Регулярные процедуры позволяют выявить проблемы на начальной стадии. Если упустить этот момент, то возникнет необходимость в дорогостоящем ремонте. Верное обслуживание увеличит срок службы коробки передач.

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ АКПП

АКПП, устанавливающаяся на автобусы SCANIA

1-Планетарные передачи

2-Гидротрансформатор

3-Фрикционные пакеты

4-Демпфер крутильных колебаний

5-Фланец ведомого вала

6-Масляный фильтр

В автоматических трансмиссиях первого поколения системы управления были целиком гидравлическими. В них формировались сигналы, пропорциональные скорости движения автомобиля (давление скоростного регулятора) и загруженности двигателя (давление клапана-дросселя). В зависимости от соотношения этих двух сигналов в коробке передач и происходили соответствующие переключения. В дальнейшем гидравлику стали использовать только в качестве исполнительной части системы управления. Все остальные функции на современных автомобилях с коробкой автомат переданы компьютерному блоку управления, который, получая информацию в виде сигналов от многочисленных датчиков, обрабатывает и анализирует ее и принимает решение о переключении передач, обеспечивая при этом и соответствующее качество переключения. Кроме того, электронный блок управления постоянно контролирует исправность системы, записывая в свою память коды неисправностей тех элементов, в которых происходили сбои в процессе работы. Эту способность блока управления называют функцией самодиагностики.

Компьютер управления, включая соответствующий соленоид (клапан, управляемый электромагнитом, формирующий величину управляющего давления), определяет передаточное число на каждой передаче АКПП, при его несоответствии фиксируется ошибка данной передачи (допустим, пробуксовывание фрикционных дисков или разрушение планетарного механизма). Кстати, может анализироваться даже давление, необходимое для включения каждой муфты. Результаты измерения давления включения каждой муфты регистрируются, что позволяет прогнозировать степень износа фрикционных дисков. Это позволяет прогнозировать ресурс работы коробки автомат даже при нормальной работе коробки.

Несмотря на достоинства и недостатки, все типы коробок передач при правильной эксплуатации и регулярном квалифицированном ТО способны доставить радость владельцам автомобилей своей безотказной работой при пробеге более 200 000 км.

В автомобилях более позднего выпуска в блоках управления стали использовать программируемые запоминающие устройства. Такие устройства позволяют с помощью специальных приборов достаточно оперативно корректировать программы управления, ничего не изменяя в самом блоке управления.

На начальном этапе движения, когда двигатель и трансмиссия еще недостаточно прогреты, необходимо обеспечить их защиту от перегрузок. Для этого в блоке управления имеется специальная программа, в соответствии с которой управление двигателем и трансмиссией осуществляется без обратной связи, то есть без учета фактического состояния двигателя и трансмиссии. В этом случае для принятия решений блок управления использует только данные, записанные в его памяти.

Работа двигателя без обратной связи характеризуется обогащенной смесью, что требует отмены работы системы дожигания отработанных газов и изменения угла опережения зажигания. Для трансмиссии этот режим характеризуется запретом блокировки гидротрансформатора и более поздними по оборотам двигателя переключениями передач.

Что лучше – механика или автомат?

Как многие уже могли заметить, большинство российских автолюбителей отдают предпочтение МКПП. Одни эксперты считают, что это связано с менталитетом нации, другие – с установленными негативными стереотипами.

Другое дело американцы, 95% которых не представляют себе процесс вождения автомобиля, без наличия автоматической коробки. Но это совсем не удивляет, ведь АКПП была придумана американскими инженерами, которые хотели упростить жизнь водителей.

В России также наблюдается рост популярности автомата, но, как утверждают эксперты и аналитики, россияне не умеют правильно использовать автоматическую коробку. Каждый день в автомастерские обращается масса автолюбителей с неисправностями, основной причиной которых как раз и является неправильная эксплуатация.

Принцип работы и срок службы АКПП

При запуске мотора в гидротрансформатор попадает трансмиссионное масло, давление внутри увеличивается, начинают вращаться лопасти центробежного насоса.

Этот режим предусматривает полную неподвижность реакторного колеса вместе с главной турбиной.

Когда водитель переключает рычаг и нажимает педаль, повышается число оборотов лопастей насоса. Скорость вихревых масляных потоков увеличивается, и запускаются лопасти турбины. Жидкость попеременно перекидывается на реактор и возвращается обратно к турбине, обеспечивая увеличение ее эффективности. Крутящий момент передается на колеса, автотранспорт начинает двигаться.

Как только требуемая скорость будет набрана, то лопастная центральная турбина и насосное колесо начнут двигаться одинаково. Вихри масла попадают на реакторное колесо с другой стороны, поскольку движение может быть лишь в одну сторону. Оно начинает крутиться. Если машина идет на подъем, то колесо останавливается и передает центробежному насосу больше крутящего момента. Достижение нужной скорости ведет к смене передачи в планетарном ряду.

Если машина останавливается или ее скорость снижается, то давление рабочей жидкости также уменьшается, и передача переключается вниз. После выключения мотора в гидротрансформаторе исчезает давление, из-за чего невозможно завести автомобиль с толкача.

Вес АКПП достигает 70 кг в сухом состоянии (гидравлический трансформатор отсутствует) и 110 кг — в заправленном. Чтобы автомат нормально функционировал, надо контролировать уровень рабочей жидкости и правильное давление — от 2,5 до 4,5 бар.

Ресурс коробки может различаться. В одних автомобилях она служит около 100 000 км, в других — больше 500 000 км. Период службы зависит от того, как водитель следит за состоянием агрегата, вовремя ли заменяет расходные материалы.

https://youtube.com/watch?v=QrNJd0n8YP4

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий