Как заменить ступицу колеса

Проверка и регулировка

Проверка и регулировка подшипников ступиц колес на УАЗ Патриот должны выполняться своевременно. Возникновение люфта в подшипниках при движении на автомашине будет дальше разрушать сами подшипники, приведет к усиленному биению в руль машины, повышенному износу шин с пятнами. Данная часть ступицы должна быть затянута так, чтобы смазочный состав его не подтекал. Если этот момент упустить, произойдет нагревание подшипников и выход из рабочего состояния.

Чтобы проверить имеющийся зазор, надо колесо покачать. Систематически подтягивать крепежи ведущих фланцев ступиц и полуосей. Чертеж и схема смазки частей ступиц подсказывают их нахождение и процесс выполнения смазки. Слой смазки внутри ступицы должен составлять примерно 10-15 мм. Большая порция смазки может попасть в колесный тормозной механизм, что не очень хорошо отразится на тормозной системе.

Когда происходит смена смазочного материала, в ступице не надо снимать манжету, так можно нарушить ее целостность. Ее выбраковку совершают при сильном засорении внутренностей ступицы.

Регулировка зазоров между колодками

Осмотр колес и проверка затяжки гаек поможет сохранить ступицы в хорошем состоянии. Затяг их должен проходить через одну, смазывая каждую из них смазкой.

Шины УАЗ Патриот должны быть с «универсальным» или всесезонным протектором. На дорогах повышенной сложности для лучшей проходимости должен использоваться протектор колес для таких трудных передвижений.

Строго следить за состоянием шин, давлением, чаще проводить балансировку колес в сборе. Контролируемое давление поможет повысить проходимость автомобиля в сложных условиях дорог. Износ протектора не должен превышать норму предельной величины – 1.6 мм.

Снятие и проверка колеса:

  • закрепить автомобиль стояночным тормозом, задние колеса с откатом для устойчивости;
  • снимается муфта отключения колеса, зубилом отгибается лепесток замка, который затем убирается и снимается контрольная гайка ступицы;
  • при провороте колесо должно свободно крутиться, если это так, тогда можно закрепить контрольную гайку, замок и контргайку.

В дальнейшем установить все детали противоположно разборке.

Причины возникновения поломок

Одна из причин – естественный износ. Рано или поздно ступица приходит в негодность, появляется необходимость её замены. На скорость износа может оказать влияние износ других деталей и узлов ходовой части. Если владелец автомобиля не следит за её состоянием и не выполняет текущий ремонт, рано или поздно ступица выйдет из строя – потребуется её ремонт. В наибольшей степени это актуально для ступиц передних колёс – они приводят автомобиль в движение и поворачивают колёса в нужную сторону, повинуясь рулю.

Нарушение развала-схождение – ещё одна причина возникновения поломки ступицы. Если автомобиль виляет или «ест резину», обратитесь в ближайший сервис для настройки схода-развала колёс. В противном случае придётся не только ремонтировать ступицу, но и менять покрышки.

Большие нагрузки на ось – ещё одна причина выхода из строя ступицы или ступичного подшипника. Такие нагрузки могут оказывать часто перевозимые тяжёлые грузы. Превышение допустимой массы давит на оси, приводя к интенсивному износу всех узлов. Одновременно с этим страдают ступицы, причём на обоих осях.

Замена переднего ступичного подшипника

Решая, как заменить передний ступичный подшипник, следует учитывать его месторасположение. Ведь именно передняя подвеска – главная часть, влияющая на управляемость машины. Поэтому лучше делать эту работу с использованием съемника, помогающего без проблем снять такой подшипник. Прежде всего, нужно зафиксировать автомобиль в удобном для работы положении. Поставить на первую передачу и подложить под колеса упоры, затянуть ручник.

Замена переднего ступичного подшипника требует тщательной подготовки рабочей зоны. Следует внимательно осмотреть детали, с которыми предстоит иметь дело, прикинуть, как лучше снимать подшипник, подготовить необходимые инструменты

Следует принять во внимание, что на передних ступицах ведущих колес может устанавливаться по два подшипника

Чтобы заменить подшипник ступицы на переднем колесе, необходимо:

  1. С помощью отвертки снять заглушку подшипника с переднего колеса и расконтрить и ослабить ступичную гайку.
  2. Вывесить колесо.
  3. Суппорт подвязать к детали подвески для исключения зависания его на шланге переднего тормоза. После этого отжать его отверткой и снять с поворотного кулака.
  4. Открутить болты тормозного диска от ступицы и снять.
  5. Отверткой поддеть стопорное кольцо и снять.
  6. С помощью съемника выпрессовать подшипник ступицы.
  7. Осмотреть посадочное место подшипника, очистить его от коррозии и грязи, старой смазки, нанести новую смазку.
  8. Новый подшипник, не допуская его перекоса, запрессовать в ступицу с помощью съемника.
  9. Поставить на место стопорное кольцо.
  10. Подшипник закрепить на оси упорной шайбой и гайкой.
  11. Затягиванием гайки отрегулировать вращение колеса для исключения люфта.

Завершив работы, сделать пробный заезд для проверки наличия шумов в подшипнике. После этого еще раз проверить наличие люфта в рулевом управлении. Существуют и другие способы как заменить передний ступичный подшипник. Может использоваться метод выколачивания с помощью обрезка трубы подходящего диаметра, нагрев ступицы и пр

Они требуют внимания и осторожности

Опытные автомастера знают, как заменить задний ступичный подшипник. Эта процедура значительно проще, чем при замене переднего. Ступицы этих подшипников на задней независимой подвеске практически такие же, как передние. Разница только в отсутствии поворотного кулака. Вид подшипника может меняться в зависимости от модели машины.

Диагностика ступичного подшипника

Если во время движения автомобиля колеса издают не только шум покрышек, но еще и монотонный низкочастотный гул – это верный признак того, что ступичный подшипник скоро выйдет из строя и его нужно, как можно скорее заменить.

Что может вызвать полный выход из строя ступичного подшипника

Если не обращать внимания на появившийся гул в области колеса, и не предпринимать никаких мер по его устранению, то помимо дискомфорта от неприятного звука могут быть еще другие, более неприятные последствия.

Игнорирование данной неисправности в дальнейшем может привести к заклиниванию ступичного подшипника и, как следствие этого произойдет деформация полуоси, разрушение шаровой опоры и рычага подвески.

В том случае если подшипник заклинит на большой скорости, то серьезного ДТП, будет избежать очень сложно.

Почему выходит из строя ступичный подшипник

Подшипник ступицы, как и ему подобные (подшипники качения), обладают высокой надежностью и прочностью в самых тяжелых условиях, однако, не смотря на заявленный, довольно большой срок эксплуатации ступичного подшипника производителем, ходят они в пределах 100 тысяч км. пробега.

Одной из основных причин выхода из строя подшипника ступицы автомобиля – это ужасное состояние наших дорог, что приводит к критическим нагрузкам на подвеску автомобиля, и в частности на сам ступичный подшипник, плюс ко всему добавим естественный износ деталей, недостаточное уплотнение и неудовлетворительное количество смазочного материала.

Проверка подшипника ступицы автомобиля

Как вам уже стало известно неисправный подшипник ступицы издает монотонный низкочастотный гул во время движения, который более четко проявляется при повороте вправо или влево во время движения автомобиля на скорости не менее 20 км. час.

Когда передние колеса автомобиля выполняют поворот, происходит крен кузова в противоположную сторону от направления поворота и увеличивается нагрузка на колесо находящееся под креном. Рассмотрим пример. Разгоняем автомобиль на ровной и свободной дороге до скорости 20 км.час.

и выполняем резкий поворот влево при этом слышим, что гул исчезает, значит причиной постороннего шума является ступичный подшипник левого колеса и наоборот при повороте направо исчезающий гул свидетельствует об несправном подшипнике ступицы правого колеса.

Иногда люфт колес может вызвать неисправность одной из деталей подвески, например, рулевого наконечника или шаровой опор.

В этом случае нужно более внимательно проверить, где именно люфтит колесо, для этого нужно выжать педаль тормоза, если при этом люфт колеса не исчез, то с уверенность можно сказать, что причина никак не в подшипнике ступицы и проблему нужно искать в деталях подвески.

Также случаются ситуации, когда при установке ступичного подшипника гайка была плохо зафиксирована и при и вращении колеса ослабла, это также может привести к появлению люфта.

Как определить неисправность подвески и ступицы

Признаком замены ступицы на ВАЗ 2109 может быть сильный шум или стука во время езды. Но это ненадежный источник, поскольку причин возникновения стука может быть несколько: стучать также могут планки ручника, тормозные колодки, сайлентблоки задних стоек. Трудно угадать.

Чтобы сказать точнее, нужно брать домкрат, поднимать, крутить, шатать и проверять . Ступичный подшипник обычно не стучит, но гудеть и вибрацию на кузов давать может. Стук, и довольно сильный, будет издавать только требующий замены подшипник.

Проверить состояние подшипника
несложно – домкратом поднимаем необходимую сторону, крутим и шатаем колесо, если есть гул – подшипник к замене. Если есть люфт, проверяем затяжку ступичной гайки и колесных болтов.

Не допускается устранение люфта в подшипниках ступиц колёс чрезмерной затяжкой гаек. Момент затяжки гаек крепления ступицы передних и задних должен быть: гайка подшипника ступицы заднего колеса 186,3-225,6 (19-23) Н*м (кгс*м), гайка подшипника ступицы переднего колеса 225,6-247,2 (23-25,2) Н*м (кгс*м).

При замене ступичного подшипника обязательно осмотрите ступицу, если новый подшипник на нее будет устанавливаться очень легко, то такую ступицу надо заменить новой
, иначе она будет болтаться. И, несмотря на замену подшипника, провоцировать вибрацию и стук.

В ступицах передних и задних колес применяются шариковые двухрядные подшипники с уплотнителями, не требующие замены смазки и регулировки в процессе эксплуатации.

При выпрессовке ступиц колес подшипники разрушаются. Поэтому выпрессовку ступиц необходимо проводить только в случаях повышенного шума подшипников или значительного увеличения зазора в них: более 0,015 мм – в передних и более 0,030 – в задних.

При выборе ступичного подшипника следует знать его размеры:

  • размер подшипника задней ступицы ВАЗ 2109 – 60 мм (наружный диаметр), 30 мм (внутренний диаметр), 37 мм (ширина), каталожный номер 6256706Е1С17;
  • размер подшипника передней ступицы ВАЗ 2109 – 64 мм (наружный диаметр), 34 мм (внутренний диаметр), 37 мм (ширина), каталожный номер 2108310302001.

Цена подшипника ВАЗ 2109 – 600 рублей, актуальна для Москвы и области (весна 2017 года).

Для замены ступицы ВАЗ 2109 понадобится такой инструмент
:

  • домкрат и баллонный ключ;
  • торцевой ключ на 30 мм и длинная труба на него;
  • пассатижи для съема стопорных колец;
  • простые пассатижи или накидной ключ «на 12» (для откручивания направляющих штифтов заднего тормозного барабана);
  • деревянный брусок и молоток;
  • зубило и монтировка;
  • универсальный съемник для выпрессовки ступицы или обратный молоток;
  • новая ступица на ВАЗ 2109 с артикулом 21083104014 или 21103104014.

Сперва зубилом или отвёрткой необходимо расконтрить буртик гайки подшипника ступицы.

Затем берём головку «на 30»…

… и ослабляем гайку подшипника ступицы.

Ослабляем болты крепления колеса.

Поддомкрачиваем автомобиль. Затягиваем ручной тормоз, включаем первую передачу и подставляем под колеса башмаки. Выкручиваем 4 болта крепления колеса и снимаем его.

Ключом «на 12» откручиваем две направляющие.

Если направляющая не откручивается, с помощью молотка ее необходимо «встряхнуть», легонько постучав.

Снимаем тормозной барабан.

Устанавливаем на ступицу обратный молоток…

… и снимаем ступицу.

Берём новую ступицу в сборе.

Как правило, замена заднего подшипника ступицы ваз 2110 проводится не так уж часто. Срок эксплуатации должен равняться сравнительно большому пробегу (как минимум 100 тыс. км).
Но из-за состояния современных дорог этот срок существенно сокращается, в результате потребуется ранняя замена подшипника задней ступицы ваз 2110.

Замена подшипников ступицы ВАЗ 2107

  • 146 7 190k
  • 46 0 142k

Замену подшипников ступицы ВАЗ 2107 при наличии спец. съёмника сделать своими руками достаточно просто. На видео наглядно демонстрируется как поменять ступичные подшипники самостоятельно. Буквально при помощи наставки и молотка, можно выбить старые, а потом запрессовать новые подшипники, кольцо и сальник в ступицу переднего колеса. Если нужна замена всей ступицы, то процедура еще упрощается, поскольку нужно будет лишь снять тормозной суппорт, тормозной диск со ступицей и демонтировать ступицу.

Средняя стоимость замены подшипника передней ступицы “Семерки” на автосервисе составляет приблизительно 900 руб., при том что цена самих подшипников будет меньше.

Как заменить подшипник ступицы на ВАЗ 2107

Замена подшипника ступицы ВАЗ 2107 своими руками начинается со снятие декоративных колпаков и переднего колеса. Затем нужно открутить тормозной суппорт, отогнув специальные фиксирующие пластины

Делать это нужно осторожно, так как данные пластины довольно часто повреждаются. После чего нужно снять сам суппорт и убрать в сторону, чтобы он не оттягивал шланг подачи тормозной жидкости

Далее надо снять ступичный колпак, поддев его плоской отверткой, открутить регулировочную гайку (нужно крутить в правую сторону) и убрать шайбу.

После этого можно демонтировать ступицу в сборе (с тормозным диском, подшипниками, кольцами и сальниками).

Можно делать замену подшипников ступицы ваз 2107 как на видео, не отделяя ступицу от диска. Но если открутить две гайки, то удобнее производить замену, все же отдельно от диска (доставая подшипник непосредственно со ступицы). Затем потребуется выпрессовать ступичный подшипник и воспользоваться ремкомплектом. Либо же купить всю ступицу в сборе с подшипником (будет дороже) и без лишних трудовых затрат прикрутить к диску установив его на ось. После того как поменяли подшипник ступицы ваз 2107 надеваем шайбу, и с небольшим усилием (18.5 — 19.5 Nm) затягиваем новую регулировочную гайку, устанавливаем на место тормозной суппорт, и прикручиваем колесо.

Далее следует произвести регулировку подшипника. Для этого прокручиваем колесо в обоих направлениях, чтобы подшипники стали на свое место, затем гайку нужно немного попустить (8,5 Nm), чтобы колесо свободно вращалось, и отсутствовал люфт. После чего можно застопорить гайку, и надевать защитный колпачок, предварительно заполнив его новой смазкой Литол-24 (25 граммов будет достаточно).

Цена подшипника ступицы ВАЗ 2107

Стоимость ремкомплекта подшипника ступицы ВАЗ 2107 (21010310180086), в среднем, около 1000 рублей. В комплект входят пара подшипников (внутренний и наружный), пара гаек (с правой и левой резьбой) и сальник. Также там можно обнаружить смазку, которую всегда нужно использовать перед тем как менять подшипник ступицы ваз 2107.

Наиболее популярные аналоги ремкомплектов с подшипниками: Bautler BTL-K401, цена — 800 руб; РемКом RK01069, — 500 руб; Автореал AB2101-310180086, — 600 рублей.

Цена самой ступицы без подшипника, номер — 21010310301582 будет около 800 руб., но тогда нужен и отдельно подшипник. Самый популярный аналог — LGR-4765, цена — 560 руб. Если же брать ступицу в сборе с подшипником, артикул — 21013103015, то обойдется он столько же, сколько и лишь сам ремкомплект, в пределах 900 рублей (правда без смазки и гаек). Аналог — Автореал AB01-3103015, цена — 490 руб.

Регулируемый и нерегулируемый подшипник — в чем разница

Применяемые детали ходовой части автомобилей имеют разную конструкцию. От этого зависит их обслуживание, замена и характеристики.

Общая информация

Подшипники ступиц отличаются по типу. Но их объединяют составные части:

  1. разделяющий сепаратор;
  2. тела качения;
  3. обоймы – внутренняя и внешняя.

Посадка деталей одинаковая: наружная часть фиксируется неподвижно, внутренняя передает вращение.

Регулируемый подшипник и примеры марок авто

Устройство данных деталей классическое – две обоймы, между которыми установлены тела качения. Некоторые модели имеют сепаратор-разделитель. Делаться такие узлы на два вида:

Однорядные конические, парные (ступичный узел):

Двухрядные шариковые, роликовые (поколение HUB 1) с раздельным внутренним кольцом:

Особенности:

  1. требуют плановой корректировки свободного хода;
  2. сухая конструкция нуждается в предварительной смазке;
  3. допускается работа только с изолирующими сальниками.

Установка величины радиального смещения выполняется путем правильной подтяжки подшипников ступицы.

Обязательно к прочтению:

Пример использования:

ТипМаркаУстановка
Конический с роликами, однорядныйВАЗ 2101-07 «Классика», Нива, УАЗ Патриот (на протяжении всего выпуска) ВАЗ 2123 Chevrolet Niva ВАЗ 21214 (после 2004)Передняя ось
Fiat (старый выпуск)
Конический двухрядный, роликовыйDACIA LOGAN (с 2004), MCV (с 2006), SANDERO (2009)Передняя ось
Шариковый двухрядныйBMW 2000, 2500, 2800, 3000, 3300, 3 серия (1977-1982)Обе
Лада Калина, Приора (двухрядные, все года)Передние

Нерегулируемый – описание и примеры марок авто

Модели автомобилей поздних годов выпуска оснащены нерегулируемыми системами и чаще даже не обслуживаемыми. Зазор между составными элементами компенсируется предварительным натягом и моментом затяжки ступичной гайки.

Обязательно к прочтению:

Модификации HUB 2, 3 объединяются со ступичным основанием. Такое решение упрощает эксплуатацию, но установка смещения не предусмотрена – требуется замена всего элемента. Некоторые варианты имеют шлицевую насечку для ведущей оси.

Нерегулируемые пары устанавливаются (пример):

ТипМаркаУстановка
Нерегулируемый Шариковый двухрядныйVW Caddy, Eos, Golf, Jetta, Passat, Touran (все года)Обе оси
LANCIA Lybra (1998-2005), Musa (2004-2012), Ypsilon (настоящее время)Обе оси
SKODA Octavia (все поколения)Обе оси
RENAULT Trafic III с 2014 года (HUB 4, интегрирован в диск)Передняя

Проверка и регулировка момента затяжки

Подтяжка ступичных подшипников выполняется строго по заводским требованиям конкретной марки машины. Момент зависит от:

  1. размера подшипника;
  2. номинального осевого люфта колеса;
  3. диаметра, шага резьбы цапфы, полуоси.

Для выполнения процедуры понадобятся следующие инструменты:

  1. плоская отвертка;
  2. зубило;
  3. молоток;
  4. плоскогубцы;
  5. динамометрический ключ.

Методика регулировки ступицы практически не отличается на разных автомобилях. Порядок выполнения:

  1. Ослабить болты.
  2. Поднять кузов, снять колесо.
  3. Плоской отверткой отвернуть защитный колпачок ступицы.
  4. Раскрутить грань зубилом. При наличии стопорного шплинта — снять плоскогубцами.
  5. Проверить момент настроенным динамометрическим ключом. Добиться требуемого значения.
  6. Собрать узел в обратном порядке, установить колесо.

Важно:

На некоторых моделях автомобилей гайка фиксируется путем вдавливания грани в паз. Гайка одноразовая, меняется при каждой регулировки. Поврежденные, негерметичные защитные колпачки гайки рекомендуется заменить новыми.

Пример – регулировка на Ниве Шевроле

Рекомендуется выполнять процедуру на двух колесах одной оси Нива Шевроле.

Конструктивно, узел колеса состоит из нескольких частей:

  1. поворотный кулак, удерживаемый парой шаровых шарниров;
  2. тормозной диск;
  3. ступица в сборе;
  4. суппорт крепления цилиндров, тормозных колодок.

Необходимый набор инструментов:

Молоток, зубило, плоская отвертка, головка на «27», индикатор часового типа со штативом.

Пошаговая инструкция на примере Нива Шеви:

  1. Фиксируется машину стояночным тормозом.
  2. Ослабляются крепления колеса.
  3. Поднимается кузов домкратом, подъемником.
  4. Демонтируется защитный колпачок.
  5. Устанавливается штатив индикатора на ступичные болты. Ножку микрометра упереть в ось привода.
  6. Производятся измерения.

Наличие момента, отличающегося от допуска, свидетельствует о необходимости регулировки. Для этого:

  • раскрутить крепеж, вывернуть из резьбы полуоси;
  • наживить новую;
  • затянуть до момента 19,6-19,7 Н*м;
  • одновременно поворачивать колесо в обе стороны для самоустановки шариков;
  • проверьте состояние смещение индикатором, момент затяжки динамометрическим ключом.

2 способа регулировки без индикатора смотрите на видео:

Способ 1:

Способ 2:

Пример — регулировка на ВАЗ 2107

«Классические» модели ВАЗа имеют схожую процедуру регулировки. Особенности конструкции деталей ходовой:

  1. ступица находится под тормозным диском;
  2. подшипники конусные, парные, усаженные на цапфу;
  3. другой момент затяжки.

Как отрегулировать подшипники ступицы:

Регулировка зазора подшипника:

Признаки и причины неисправности ступичных подшипников

Не зависимо от расположения шарикоподшипников, передние или задние ступичные подшипники по диагностике не отличаются ни способами проверки, ни характерными признаками неисправностей, типу привода колеса.

Таблица неисправностей ступичных подшипников

N п/пПризнаки неисправностиПричины неисправности
ПередниеЗадние
1Появление постороннего шума (низкочастотный гул) в салоне автомобиля.недостаток смазки или неправильный выбор, большой срок эксплуатации, не квалифицированная замена, экстремальная езда, состояние наших дорог, удары о выбоины.
2При езде чувствуется вибрация руля или тормозной педали.Вибрация только тормозной педали.Возможен износ наконечника рулевой тяги, износ подшипника ступицы или тормозного диска.
3Появление подтеков смазки на защитном колпачке или сальнике.Избыток смазки, разрушение сальника.
4Чрезмерный нагрев ступицыНедостаточная смазка, не соблюдение момента затяжки ступичной гайки. Возможно разгерметизация уплотнений.
5Скрежет и стук при вращении вывешенных колес.Возможно износ шаровой опоры, тормозных дисков, деталей подвески автомобиля. Необходимо диагностирование.
6При изменении скорости или вхождении в поворот меняется характер шума.Износ ступичных подшипников. Могут изменяться другие неприятные шумы: дребезжание выхлопной трубы, раздаточный механизм коробки, шум покрышек.
7Осевой люфт вывешенного колесаВыходит из строя ШРУС или ступичные подшипники, недостаточное крепление колесных болтов или ступичной гайки.
8Горит сигнальная лампочка АБС.Неисправен датчик, возможно магнитное кольцо повернуто другой стороной, вероятно число зубцов кольца абс не соответствует оригинальному числу для данной модели автомобиля.
9Потеря управляемости, автомобиль ведет в сторону.Возможно неравномерно накачаны шины, нарушена регулировка развала схождения колес, несоосная запрессовка ступицы на полуось. Ведет вправо – проблема правое колесо, влево – наоборот. Проверять надо передние колеса.

Важно знать:

Если не нашли источник нездорового шума – обратитесь к опытным водителям или к механикам СТО. Профессиональная диагностика окажется не лишней.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий