Автомобильный бензобак: устройство и принцип работы

Как устроен бензобак автомобиля?

Баки для разных моделей автомобилей имеют разное строение. Причиной этому стремление инженеров наилучшим образом использовать доступное пространство для установки.

Причем, конструкция топливного бака может различаться даже у одной модели. Это зависит от типа кузова и двигателя, также на нее может влиять устройство системы впрыска и топливной системы, климатическое исполнение.

Для заправки бака используется заливная горловина. Это единственная его часть, которую можно увидеть снаружи легкового автомобиля. Располагается горловина справа или слева над задним крылом. Принципиального значения это не имеет, дело лишь в привычке.

Правда, некоторым рассеянным водителям лучше, чтобы она находилась с той же стороны, что и водительская дверца, это позволит свести к минимуму риск покинуть заправку с топливным пистолетом в баке.

Заливная горловина соединена с баком трубопроводом. Его сечение обеспечивает пропускную способность до 50 литров в минуту. Закрывается горловина топливного бака крышкой на резьбе, а снаружи все скрывает лючок, который может открываться из салона при помощи механического или электрического привода или вручную, если на нем нет замка.

В систему питания горючее попадает через заборник, соединенный с выходным топливопроводом, излишки топлива попадают обратно через сливной топливопровод. Заборник закрывается сеткой, предназначенной для грубой механической очистки горючего.

У дизельных автомобилей заборник может быть оснащен системой подогрева топлива. Многие владельцы дизелей, меняют самостоятельно штатный заборник на подогреваемый, или приобретают подогревающие насадки.

В емкость топливного бака автомобиля с бензиновым мотором, помещается электрический топливный насос, нагнетающий давление горючего в системе. Уровень топлива в баке контролируется при помощи датчика, объединенного с насосом в одно устройство.

Датчик состоит из поплавка и потенциометра. При изменении уровня топлива поплавок поднимается или опускается, вызывая изменение сопротивления потенциометра. В результате меняется напряжение в цепи, и стрелка на приборной панели меняет свое положение.

Если топливный бак имеет сложную конструкцию или большой объем, в нем могут быть установлены два датчика, работающих параллельно.

Для нормального снабжения двигателя топливом, в баке необходимо постоянно поддерживать атмосферное давление. С этой функцией справляется система вентиляции. Она нейтрализует разрежение, возникающее при выработке горючего (для этого служит клапан вентиляции топливного бака), помогает удалить лишний воздух, попадающий внутрь во время заправки, и не позволяет чрезмерно подняться давлению в баке из-за нагрева горючего.

Устройство и работа системы вентиляции топливного бака

Из-за разрежения емкость может деформироваться, в результате:

во-первых, уменьшится объем топливного бака; во-вторых, может прекратиться подача горючего. Существует также вероятность повредить заборник или топливный насос. При чрезмерном давлении емкость может попросту разорваться.

Современные автомобили оснащаются системой вентиляции замкнутого типа. Иными словами, бак не имеет непосредственного контакта с атмосферой. Несмотря на то, что устройство данной системы на разных машинах отличается, у них есть ряд общих элементов.

С разрежением борется клапан вентиляции топливного бака. По сути это обычный обратный клапан, открывающийся в тот момент, когда разрежение в баке достигает определенного значения. После его открытия внутреннее давление выравнивается с атмосферным.

Пары топлива во время заправки удаляются при помощи системы улавливания паров через вентиляционный трубопровод, после этого они попадают в адсорбер, где конденсируются. Когда емкость адсорбера заполнится, включается система его продувки, и горючее попадает во впускной коллектор и смешивается с рабочей смесью. Аналогичным образом стравливается давление, возрастающее при нагреве топливного бака.

Правила заполнения бензобака

Рейтинг лучших пеногенераторов на 2021 год О том, сколько литров осталось в баке Киа Рио, извещает стрелка показания уровня топлива на приборной консоли в автомобиле. Если она приближается к нулю, это свидетельствует о том, что нужно пополнить бак. В некоторых автомобилях об этом может уведомить бортовой компьютер. Он не только покажет, сколько литров бензина в баке Киа Рио 3, но и рассчитает расстояние, на которое его хватит. Если на панели приборов уже загорелась сигнальная лампочка, значит, уровень топлива критически низок. В этом случае нужно срочно найти автозаправочную станцию.

Если двигатель все-таки заглох, это может быть чревато перегревом бензонасоса инжекторного автомобиля и, как следствие, снижением его ресурса. Чтобы избежать порчи насоса и судорожной беготни в поисках бензина, рекомендуется всегда иметь в запасе около 10 литров и исключить езду «на лампочке».

Перед наполнением надо определить, какой бензин заливать.

После того как автовладелец подъехал к колонке АЗС со стороны расположения топливного бака, нужно заглушить мотор и открыть люк нажатием на рычажок или вручную. Открутить пробку и вставить в горловину пистолет с нужным бензином. Залить нужное количество бензина и аккуратно вытащить пистолет, чтобы все остатки со шланга попали в бак, а не на лакокрасочное покрытие авто.

При заправке автомобиля следует помнить несколько основных правил:

  1. Ни в коем случае не светить в бензобак зажигалкой.
  2. Не забыть вытащить заправочный пистолет и повесить его на место.
  3. Обязательно закрыть бак после заправки топливом.

Неисправности и дефекты

Сама по себе конструкция бензобака прочная и поломки изделия встречаются не часто. Несмотря на это, некоторым автомобилистам пришлось столкнуться с преждевременной заменой или ремонтом топливного резервуара. К основным поломкам бензобаков относятся следующие:

  • Естественный износ стенок резервуара из-за агрессивного воздействия топлива. Чаще всего это касается металлических емкостей.
  • Пробоина в стенке изделия. Происходит при неаккуратной езде по дорогам со сложным покрытием. Такое часто происходит при передвижении по пересеченной местности с большим количеством габаритных острых камней, торчащих из-под земли.
  • Вмятины. Подобное повреждение чаще всего происходит тоже при ударах днищем о землю. Но иногда такое может происходить из-за поломки системы вентиляции (в баке образуется вакуум, но насос продолжает справляться со своей задачей).
  • Коррозия. В местах поражения стенки сосуда становятся тонкими. В момент, когда поврежденный участок не справляется с давлением паров или разрежением, образуется свищ и топливо начинает просачиваться. В некоторых случаях коррозия повреждает верхнюю часть изделия, что не так просто диагностировать. Но в случае такого повреждения возле машины будет постоянно стоять запах бензина.
  • Разгерметизация емкости на месте пайки. Обычно такое происходит из-за заводского брака – либо некачественно заварен шов, либо его плохо обработали антикоррозийным веществом (касается стальных изделий).
  • Срыв резьбы. На заливной горловине такое происходит исключительно из-за заводского брака, но крайне редко. Обычно резьба срывается на месте установки датчика уровня топлива и бензонасоса. Эта часть автомобиля редко подвергается обслуживанию, из-за чего болты от старости ржавеют. Когда мастер пытается раскрутить их, чтобы заменить вышедший из строя элемент, часто большие усилия приводят к срыву шпильки или резьбы гайки.
  • Естественный износ уплотнителей. Обычно эти элементы устанавливаются на месте монтажа конструкции топливного насоса и датчика уровня. Со временем резиновый материал теряет свои свойства. По этой причине при обслуживании топливного нагнетателя рекомендуется заменить и резиновый уплотнитель.

При обнаружении одного из перечисленных повреждений рекомендуется заменить топливный бак на новый. Но во многих случаях изделие можно отремонтировать.

Автомобильные топливные баки [ править ]

Максимальное расстояние, которое может преодолеть автомобиль с двигателем внутреннего сгорания и полным баком, зависит от емкости бака и его топливной эффективности (в милях на галлон). Хотя баки большего размера увеличивают максимальное расстояние, они также занимают больше места и (особенно когда они полны) увеличивают общий вес, требуя более высокого расхода топлива для той же производительности. Таким образом, емкость топливного бака является результатом компромисса в конструктивных соображениях. Для большинства компактных автомобилей емкость находится в диапазоне 45–65 литров (12–17 галлонов США); Оригинальная модель Tata Nano отличается своим топливным баком на 15 литров (4 галлона США). У внедорожников и грузовиков топливные баки значительно больше.

Для каждого нового автомобиля разрабатывается особая топливная система, позволяющая оптимизировать использование доступного пространства. Более того, для одной модели автомобиля разрабатываются разные архитектуры топливной системы в зависимости от типа автомобиля, типа топлива (бензин или дизельное топливо), моделей форсунок и региона.

Топливные баки для автомобилей используются по двум технологиям:

  • Металлические ( стальные или алюминиевые ) топливные баки, сваренные из штампованных листов. Хотя эта технология очень хороша в ограничении выбросов топлива, она, как правило, менее конкурентоспособна и, следовательно, меньше представлена ​​на рынке, хотя до недавнего времени автомобильные топливные баки почти исключительно изготавливались из листового металла.
  • Топливные баки из пластикового полиэтилена высокого давления (HDPE), изготовленные методом выдувания . Выдувной полиэтилен высокой плотности может принимать сложные формы, например, позволяя устанавливать бак непосредственно над задней осью, экономя место и повышая безопасность при столкновении. Первоначально высказывались опасения по поводу низкой вязкости разрушения HDPE по сравнению со сталью или алюминием. Следует учитывать и контролировать заботу о безопасности и долгосрочной способности функционировать.

Современные автомобили часто имеют дистанционное открытие лючка топливного бака с помощью электродвигателя или тросика. В целях удобства и безопасности многие современные топливные баки нельзя открыть вручную или иным образом снаружи автомобиля.

Резервный танк править

Резервный бак иногда называют дополнительным топливным баком (во многих автомобилях / мотоциклах он содержит около 15% объема основного бака), он чаще встречается на велосипедах, старых автомобилях (некоторые без датчика уровня топлива) и транспортных средствах, предназначенных для междугородное или специальное использование. Световой индикатор на приборной панели показывает, когда уровень топлива в баке опускается ниже определенной точки. Текущего стандарта нет, хотя некоторые усилия прилагаются для сбора этих данных для всех автомобилей.

В машинах, модифицированных для повышения выносливости, основной бак (тот, что идет в комплекте с автомобилем) превращается в резервный и устанавливается более крупный. Некоторые полноприводные автомобили могут быть укомплектованы дополнительным баком (или дополнительным баком).

Корабль в бутылке править

Корабль в бутылке топливного бака дизайн производства , разработанный TI Automotive в Раштатте, Германия , в котором все компоненты подачи топлива , включая насос, управляющую электронику и большинство из шланга заключены в выдувного формования пластмассового топливного бака, и назван в честь традиционная механическая головоломка « корабль в бутылке» . Методика была разработана для снижения выбросов паров топлива в соответствии с требованиями автомобиля с частичным нулевым выбросом (PZEV). Первое заявление было на Ford GT 2005 года .

Гоночный топливный элемент править

Безопасный топливный баллон FIA FT3 в гоночном автомобиле Porsche GT3 Cup

Гоночные топливный элемент имеет жесткую внешнюю оболочку и гибкую внутреннюю облицовку , чтобы свести к минимуму возможности проколов в случае столкновения или других происшествий , в результате серьезного повреждения транспортного средства. Он заполнен пенопластом с открытыми ячейками, чтобы предотвратить взрыв пара в пустой части бака и свести к минимуму выброс топлива во время соревнований, который может вывести автомобиль из равновесия или вызвать недостаточную подачу топлива в двигатель ( топливный голод ).

Как защитить топливную систему и снизить расход топлива?

Существует множество способов навредить топливной аппаратуре. Некоторые были описаны ранее, остальные связаны с качеством бензина и тем, как хорошо следят за авто. Для корректной работы необходимо не только следить за количеством и качеством используемого топлива, но и принимать дополнительные меры по очистке, смазке и защите форсунок и бензонасоса.

Такую процедуру можно пройти в автосервисе, где аппаратуру снимут и промоют на специальных стендах, замерят эффективность работы и, если нужно, что-то подремонтируют. Однако такое удовольствие имеет достаточно высокую цену, засчет чего проводить ее регулярно является экономически затруднительным.

Вторым вариантом заботы о топливной системе авто выступает использования специальной автохимии: топливных присадок. Ярким примером таких присадок для бензиновых двигателей выступает СГА (SGA) от компании Супротек А-прохим. Постоянное использование этой присадки позволяет вывести загрязнения из насоса и форсунок (инжектора), смажет рабочую поверхность, снижая шумность и повышая эффективность работы, а также защитит аппаратуру от коррозии. Присадка SGA не содержит октан-корректоров, не изменяет температуру или скорость сгорания топлива.

Моющая присадка в бензин «SGA (СГА)»
Очищает и смазывает топливные насосы и форсунки, продлевает ресурс. Улучшает впрыск, что снижает расход топлива и повышает динамичность. Годится для любых бензиновых систем, включая TFSI, TSI, GDI, MDI.
подробнееотзывы

Для дизельных двигателей существует отдельная присадка СДА (SDA), обладающая идентичными свойствами, а также содержащая цетан-корректор, который повышает «качество» дизельного топлива.

Присадка в дизельное топливо «SDA (СДА)».
Очищает и смазывает топливные насосы и форсунки, продлевает их ресурс. Улучшает впрыск, что снижает расход топлива и повышает динамичность, облегчает запуск, снижает нагрузку на сажевые фильтры.
подробнееотзывы

Таким образом, постоянное использование топливных присадок восстанавливает характеристики работы топливной аппаратуры, что позволяет снизить расход топлива, что особенно полезно в ситуациях, когда заправка неблизка, а также исключает многие последствия использования некачественного топлива при экстренной заправке в непроверенном месте.

Все компоненты присадки производятся в Германии и поставляются в РФ по прямому соглашению с производителем. Присадки протестированны и рекомендованы ведущими автоэкспертами, такими как Константин Заруцкий.

Устройство топливного бака автомобиля

Топливный бак обычно имеет такую емкость, которая обеспечивает около 500 км автономного пробега без дозаправки. Баки бывают разными по форме и вместительности для конкретной модели автомобиля. Топливный бак надежно изолируют от внешней атмосферы. Вентиляция внутри бака осуществляется особой системой для улавливания паров бензина. Конструкция топливного бака предотвращает утечки топлива и ограничивает выбросы в результате испарения горючего.

Место установки и изоляция

На легковых авто бак наиболее часто установлен перед задней осью. Таким образом, он находится под задним пассажирским сиденьем. Главной задачей становится расположение бака вне зоны деформации кузова при сильном ударе в заднюю часть. Нижняя часть бака дополнительно закрыта металлической защитой от наружных повреждений. Топливный бак также защищают от нагрева путем его изоляции от элементов системы выпуска. Для этого используют теплоизолирующие прокладки.

Материалы для изготовления

Баки для топлива бывают стальными или алюминиевыми, а также их изготавливают из пластмассы. Баки из металла получают путем сварки из штампованного листа. Алюминий отлично подходит для хранения бензина и дизельного топлива, стальные баки применяются для хранения газа.

Пластмассовые баки сегодня наиболее распространены, так как в процессе их изготовления простота формовки делает возможным получить любую форму и объем, они не подвержены коррозии. Пластиковые баки изготавливают из нескольких слоев для защиты от утечек топлива. Изнутри топливный бак покрывают фтором, который служит дополнительной защитой от протечки.

Приведенное ниже видео в первой своей части позволяет наглядно ознакомиться с местом установки и способом крепления топливного бака в обычном гражданском автомобиле.

Заливная горловина

Заправка топливного бака предусмотрена через заливную горловину. Данный элемент расположен над задним крылом в левой или правой части кузова автомобиля. Эксперты считают более удобным расположение заливной горловины в левой части. По их мнению горловина, расположенная за водителем, снижает шансы непреднамеренного начала движения и отрыва заправочного пистолета после заправки на АЗС.

Горловина соединяется с баком при помощи трубопровода. За скорость заправки бака отвечает сечение заливной горловины и трубопровода. Данные элементы должны обеспечивать показатель около 50-и литров в минуту. Закрывается горловина запорной винтовой крышкой. Дополнительно встречается такая схема, при которой запор горловины отсутствует.

Доступ к горловине ограничен лючком бензобака, который имеет замок. На современных авто лючок открывается из салона. Конструктивно может быть применен как электрический привод с использованием электродвигателя, так и механический способ открытия при помощи троса.

Топливопроводы

Для подачи топлива в систему питания двигателя к баку подсоединен выходной топливопровод. Излишки топлива, неизрасходованные форсунками, поступают обратно в бак по сливному топливопроводу. В современных транспортных средствах на бензине прямо в бензобаке установлен топливный насос. Конструктивно в кузове предусмотрен доступ к такому насосу. Технологическое окошко в подавляющем большинстве случаев реализовано под задним пассажирским диваном.

Датчик контроля уровня топлива в баке

Для бензиновых агрегатов такой датчик представляет собой единое целое с корпусом топливного насоса. Для дизельных ДВС указанный датчик устанавливают отдельно. Устройство датчика включает в себя два элемента: поплавок и потенциометр.

Если уровень топлива понизится, то и поплавок опустится ниже. Одновременно с этим изменится сопротивление потенциометра, который связан с поплавком. Все это приведет к уменьшению напряжения в электроцепи, а стрелка указателя уровня топлива на приборной панели отобразит изменения.

Принцип устройства топливного бака

Следующее что нужно сказать – бензобаки в наше время делают разных форм, особенности эти зависят от модели автомобиля, объема двигателя и других схожих различий. При этом принцип работы остается схожим, присутствуют лишь маленькие отличия, не влияющие на общую работу.

Устройство автомобильного бака

Деталь, с которой стоит начать – это крышка топливного бака с замком и лючек, который ее закрывает. Сразу за крышкой идет единственная часть системы, которая видна невооруженным глазом – это горловина топливного бака, через нее, а точнее через ее заливную часть в “хранилище бензина” попадает топливо. Расположение горловины – это обычно правая задняя часть автомобиля (над задним крылом). Дабы вовнутрь не попадал лишний воздух и прочий мусор, и нужна крышка топливного бака с замком.

Далее горловина соединяется с трубопроводом бензобака. Диаметр и сечение трубопровода таковы, что заливная способность составляет 50 литров топлива в минуту (довольно внушительная цифра, если учитывать, что полный объем топливного бака составляет где-то 55 литров).

Следующая крайне важная деталь – это электрический насос для топлива. С его помощью бензин под нужным давлением попадает в общую систему двигателя. Насос также оснащен специальным датчиком, который показывает уровень бензина наполняющего емкость топливного бака. Если горючего осталось мало, на приборной доске загорится соответствующая лампочка. Надо сказать, что за этим надо следить, ведь если бензина будет постоянно не хватать, насос будет работать вхолостую и может сгореть.

Габариты

Что необходимо для качественного монтажа бака на КамАЗ? Полное соответствие габаритам. Прежде, чем приобрести его, нужно убедиться в полной совместимости с определенной моделью грузовика КамАЗ. Одним, из самых главных показателей габаритов является длина бака. Завод КамАЗ и его дочерние предприятия придерживается следующих значений этого параметра (в мм):

  • 710;
  • 750;
  • 950;
  • 1200;
  • 1360;

Что касается размеров сечения, то они колеблются от 400×490 и до 660×660 мм. Но, опять-таки, эти показатели свойственны главному изготовителю, а у других могут встречаться практически любые видоизменения. На сегодняшний день максимальная длина не превышает значение в 1920 мм.

Устройство топливного бака автомобиля

Топливный бак обычно имеет такую емкость, которая обеспечивает около 500 км автономного пробега без дозаправки. Баки бывают разными по форме и вместительности для конкретной модели автомобиля. Топливный бак надежно изолируют от внешней атмосферы. Вентиляция внутри бака осуществляется особой системой для улавливания паров бензина. Конструкция топливного бака предотвращает утечки топлива и ограничивает выбросы в результате испарения горючего.

Место установки и изоляция

На легковых авто бак наиболее часто установлен перед задней осью. Таким образом, он находится под задним пассажирским сиденьем. Главной задачей становится расположение бака вне зоны деформации кузова при сильном ударе в заднюю часть. Нижняя часть бака дополнительно закрыта металлической защитой от наружных повреждений. Топливный бак также защищают от нагрева путем его изоляции от элементов системы выпуска. Для этого используют теплоизолирующие прокладки.

Материалы для изготовления

Баки для топлива бывают стальными или алюминиевыми, а также их изготавливают из пластмассы. Баки из металла получают путем сварки из штампованного листа. Алюминий отлично подходит для хранения бензина и дизельного топлива, стальные баки применяются для хранения газа.

Пластмассовые баки сегодня наиболее распространены, так как в процессе их изготовления простота формовки делает возможным получить любую форму и объем, они не подвержены коррозии. Пластиковые баки изготавливают из нескольких слоев для защиты от утечек топлива. Изнутри топливный бак покрывают фтором, который служит дополнительной защитой от протечки.

Приведенное ниже видео в первой своей части позволяет наглядно ознакомиться с местом установки и способом крепления топливного бака в обычном гражданском автомобиле.

Заливная горловина

Заправка топливного бака предусмотрена через заливную горловину. Данный элемент расположен над задним крылом в левой или правой части кузова автомобиля. Эксперты считают более удобным расположение заливной горловины в левой части. По их мнению горловина, расположенная за водителем, снижает шансы непреднамеренного начала движения и отрыва заправочного пистолета после заправки на АЗС.

Горловина соединяется с баком при помощи трубопровода. За скорость заправки бака отвечает сечение заливной горловины и трубопровода. Данные элементы должны обеспечивать показатель около 50-и литров в минуту. Закрывается горловина запорной винтовой крышкой. Дополнительно встречается такая схема, при которой запор горловины отсутствует.

Доступ к горловине ограничен лючком бензобака, который имеет замок. На современных авто лючок открывается из салона. Конструктивно может быть применен как электрический привод с использованием электродвигателя, так и механический способ открытия при помощи троса.

Топливопроводы

Для подачи топлива в систему питания двигателя к баку подсоединен выходной топливопровод. Излишки топлива, неизрасходованные форсунками, поступают обратно в бак по сливному топливопроводу. В современных транспортных средствах на бензине прямо в бензобаке установлен топливный насос. Конструктивно в кузове предусмотрен доступ к такому насосу. Технологическое окошко в подавляющем большинстве случаев реализовано под задним пассажирским диваном.

Датчик контроля уровня топлива в баке

Для бензиновых агрегатов такой датчик представляет собой единое целое с корпусом топливного насоса. Для дизельных ДВС указанный датчик устанавливают отдельно. Устройство датчика включает в себя два элемента: поплавок и потенциометр.

Если уровень топлива понизится, то и поплавок опустится ниже. Одновременно с этим изменится сопротивление потенциометра, который связан с поплавком. Все это приведет к уменьшению напряжения в электроцепи, а стрелка указателя уровня топлива на приборной панели отобразит изменения.

Какие задачи выполняет топливный бак в авто?

Основная задача данного резервуара – хранение запаса топлива. Он должен быть герметичным, чтобы не разбрызгивать топливную смесь в процессе поездки. В верхней части резервуара установлен блок с насосом (для бензиновых инжекторных автомобилей). Этот блок позволяет перекачивать топливо в систему под нужным давлением. Но в целом данная деталь уже не относится непосредственно к баку, а является независимым элементом топливной аппаратуры в современном автомобиле.

Также из бака выведен патрубок, зачастую в задней части автомобиля этот патрубок заканчивается лючком и пробкой для заливки топлива. Заливная горловина может быть выведена как справа, так и слева. Через горловину на заправке в бак заливается топливо в определенном количестве. Следует помнить объем вашего топливного бака, чтобы никогда не перелить на заправке чрезмерно много топлива. Также это поможет вам правильнее спланировать маршрут, примерно понимая, какое расстояние позволит вам проехать автомобиль с полным заправленным баком.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий